Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
38 год культуры В Ы С ТА В К А геевич Хрущёв устроил разгон выставки авангардистов-шестидесятников в Мане- же. Существенный момент в истории со- ветского изобразительного искусства. В том числе и для меня, хотя я и не почитаю себя ярким представителем «шестидесят- ничества». Интересная деталь: когда по- шла борьба против этого поколения ху- дожников, гонения не коснулись Николая Андреевича Андронова. Он очень оби- делся и немедленно вклинился в течение – успокоился только когда стали бранить в прессе. Мне кажется, 1960-е годы дали очень продуктивный творческий импульс современникам. Например, замечатель- ный живописец Павел Фёдорович Нико- нов, чей талант раскрылся в ту пору, и се- годня выставляется и считается непрере- каемой величиной. Он среди тех мастеров, на кого я молюсь, так же, как и Андрей Владимирович Васнецов, НиколайАндре- евич Андронов. Что касается современ- ного искусства, на мой взгляд, с визуаль- ной точки зрения оно ново, но – не пла- стически. Мне же интересна именно пла- стическая борьба геометрии с органикой: на холсте ли, в объёме… Попытка пласти- ческими средствами выразить напряжён- ность жизни, её трагизм или обыденность – так бы я мог охарактеризовать суть сво- их творческих исканий. – В ваших работах явственно прослежива- ются отсылки к Евангелию. В каком каче- стве выступает религия в вашем творческом и философском дискурсе? – Религиозная тема в моих работах при- обретает скорее символический характер. Несение креста – это и есть метафора жиз- ни. Завораживает и образ Голгофы. В ши- роком смысле мне представляется толпа, которая кричала: «Распни его!». На вопрос Пилата толпа отвечала призывом поща- дить Варавву. А сейчас что? Кого поща- дить? Бывшего министра обороны Сердю- кова? Всё повторяется, всё воспроизводит- ся. Это связь прошлого с настоящим – че- рез религиозную концепцию. – Часто художники говорят так: моё искус- ство – отражение моего внутреннего мира или же моего отношения к действительно- сти. Вы препарируете мотив противобор- ства художника и государственной машины, художника и церкви. То есть вещи отнюдь не абстрактные, а вполне осязаемые, конкрет- ные. – Понимаете, государство при Сталине, допустим, пыталось руководить искус- ством, но в то же время даровало свобо- ду, которой я мог пользоваться. Несмотря на протест, при коммунизме нам многое удавалось сделать. В конце концов в 1974 году мы с супругой оформляли посольство СССР в Париже. Большой банкетный зал с большими скульптурами на тему друж- бы народов. Сейчас того государства нет, но в росписи сохранились Украина, При- балтика… Таким образом, произведение изобразительного искусства приобрета- ет качества наследия истории, достояния и ценно уже даже не само по себе, но исто- рически, как атрибут эпохи. Для меня ис- кусство высочайшего порядка – религиоз- ное, и рассредоточено оно по древним го- родам нашей державы: Новгород, Псков, Ярославль… Искусство испокон веку цен- трализовалось в городах. Взять хоть Мо- скву и Санкт-Петербург – две жемчужи- ны, но сколь велика разница между ними! Владимирская живопись, Урал со своим уникальным лицом, Вологда – везде не- повторимое своеобразие! Самостоятель- ность важна для продолжения и развития традиции. Общность должна быть, но – в совокупности разного. Также и в индиви- дуальном творчестве. Искусство – рели- гиозно в своей основе. И каждый творец создаёт здесь собственный пластический храм. Андронов, например, сумел пора- зить меня своей Россией – индивидуаль- ной её проекцией. Художнику удалось ге- ниально изобразить рельеф своей родины – с её «драгоценной грязью». Залюбуешь- ся! Я автомобилист с огромным стажем – меня волнует состояние дорог. Много кар- тин написано в дороге, в том числе по пути в Липецк. Сейчас мне вновь довелось про- катиться в ваши края – на сей раз по новой качественной платной федеральной трас- се. Ехать удобно, но до безобразия скучно и писать нечего! Заснуть хочется от скуки! Обратно я собираюсь возвращаться дру- гим маршрутом – в объезд. Несколько лет назад я, взяв машину напрокат, совершил путешествие от Рима до Венеции – тоска невероятная. Тоннель – эстакада – прямая магистраль. А у нас – на тебя плывут хол- мы, земля движется, как океан! Так что на- зад в Москву – только старой дорогой! . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) 1931 – 30 мая родился в Москве. 1944 – 1950 – учился в Московской средней художественной школе. 1950 – 1952 – учился в МИПИДИ на факультете монументальной живописи. 1952 – 1956 – в связи с реорганизацией МИПИДИ перешел в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (Ленинград). 1956 – начало выставочной деятельности. 1962 – принят в Союз художников СССР. 1978 – 1990 – член бюро монументальной секции МОСХ 1980 – 1984 – председатель художественно-экспертного совета Московского комбината монументально- декоративного искусства. 1985 – 1992 – председатель художественно-экспертного совета Российского комбината монументально- декоративного искусства. 1994 – присвоено звание «Заслуженный художник РФ». 1994 – 2009 – секретарь по монументальному искусству Союза художников России. 2000 – присвоено звание «Народный художник РФ». 2001 – лауреат Премии Москвы в области изобразительного искусства. 2004 – награждён серебряной медалью Российской академии художеств. 2007 – избран членом- корреспондентом Российской академии художеств. Работы находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее, Ярославском художественном музее, других российских музеях, а также в частных коллекциях России, Италии, США и Японии. визитная карточка Игорь Владимирович ПЧЕЛЬНИКОВ № 19 (297), 12 – 18 мая 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz