Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
53 год культуры 2 0 0 - Л Е Т И Е П О Э ТА № 17-18 (295-296), 5 – 11 мая 2014 г. на. Александре Фёдоровне Печорин, напротив, симпатичен. Оговорюсь, что об отношении царственных особ к пер- сонажам Михаила Юрьевича мы судим по переписке, в которой они обмени- ваются мнениями. В том числе читают «Демона». Эта поэма ходила в списках, но издана тогда не была. Лермонтову просьба передать сочинение ко двору поступает через доверенных людей. Ав- тор вносит последние коррективы, от- даёт переписчику. Так рождается «при- дворная рукопись «Демона» – именно так она именуется в лермонтоведении. В феврале 1839 года «Демона» читали в Петергофе. Как читали? Тоже чрезвы- чайно интересно – вечером вслух в се- мейном кругу. Тогда из Оренбурга в Петербург прибыл герой наполе- оновских войн генерал Перовский – обладатель «бархатного голоса». Потом поэму читает на- следник престола Алек- сандр Николаевич. В выставку включены предметы материаль- ной культуры, которые воспроизводят практику чтения: тяжёлая заклад- ка, зажим для книжного тома. Немаловажный ак- цент сделан нами на экс- позиционной иллюстра- ции противостояния монарха и поэта. Например, образ императора воспроиз- водит оригинальный трон – один из ше- девров коллекции музея «Петергоф». А напротив – портрет Лермонтова. Что касается последнего – третьего – зала, здесь нашли своё место темы жиз- ни и творчества Михаила Юрьевича, его времени и идеологии. Прежде все- го, 1812 год. В какой-то момент, бли- же к 1830 годам, события Отечествен- ной войны стали восприниматься как ключевые для судьбы России. Одновре- менно с лермонтовским стихотворени- ем «Бородино» создаётся множество литературных памятников, посвящён- ных подвигу и трагедии русского наро- да. Самым значительным, однако, по сей момент считается именно «Бороди- но». Даже Лев Николаевич Толстой ска- зал, что нетленный эпос «Война и мир» вырос из лермонтовского шедевра. Мы поставили перед собой задачу в некото- ром смысле намекнуть, насколько су- щественной, объёмной и многогранной виделась тема 1812 года русским твор- цам и обществу в целом. Тогда же, в 1830-е годы, в России начи- нают широко отмечать юбилеи сраже- ний и памятные даты. Николай I, мож- но сказать, изобретает традицию юби- лейных празднеств. Он выдвигает целую программу сооружения памятных мону- ментов на местах военных баталий, ко- торой, к сожалению, суждено было ис- полниться далеко не в полном объёме. Именно в период егоцарствования стро- ится Александровская колонна в Петер- бурге, а вся центральная часть горо- да оформляется как триумфальный фо- рум. С другой стороны, произошла свое- образная приватизация памяти: тема войны1812 года становится частной, что выражается в предметах обихода: круж- ка с изображениемАлександровской ко- лонны, кабинетная скульптура в виде обелисков, фарфоровая посуда с воен- ными сюжетами… – Крайне увлекательный рассказ! Скажи- те, какими фондами пришлось восполь- зоваться для формирования столь насы- щенного иллюстративного экспозицион- ного ряда? – Кое-что мы взяли из основной дей- ствующей экспозиции петергофского коттеджа. Этот небольшой дворец, вы- полненный в неоготическом стиле, по- строили в 1828–1831 годах, он считал- ся личной резиденцией царской семьи. Оттуда позаимствованы посуда, цвет- ное стекло, характерные для того исто- рического периода и являющиеся пред- метами первого ряда петергофского со- брания, наша гордость. На всех экспона- тах присутствует эмблема коттеджа – да, была и такая! Меч, на который надет ве- нок из белых роз, – символ императри- цы Александры Фёдоровны, придуман- ный Василием Андреевичем Жуков- ским. Здесь много живописи и графики, предметов из фондов бытовой коллек- ции – аксессуары для чтения как раз от- туда. Есть и костюмы. Выставка не полу- чилась бы столь наполненной без содей- ствия наших коллег из Института рус- ской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом). Оттуда мы по- заимствовали уникальные рисунки так называемойПоливановской тетради. В60-е годыXIXвека вНиколаевскомка- валерийском училище создают лермон- товский музей, куда стали стекаться раз- личные памятные вещи – в том числе тетрадь Поливанова: восемнадцать ак- варельных листов, выполненных в тех самых кадетских лагерях в Петергофе. На некоторых из них – фигура поэта. Помимо этого совершеннейшего рари- тета на выставке представлено несколь- ко лермонтовских рукописей и докумен- тов из дела Лермонтова в связи со сти- хотворением «На смерть поэта». Более того, мы связались с петербуржским Во- енно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Они предоставилинекоторые замечательные живописные работы, а также бронзовую доску полка, где служил Михаил Юрье- вич. На ней среди пятидесяти имён есть и имя великого русского поэта. Добро пожаловать на выставку! . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) Графическое и скульптурное изображение Наполеона Бонапарта и сабля Александра I (Франция, 1800–1815 годы) Декоративное украшение «Колонна» (Франция, 1840–1870 годы)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz