Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

52 год культуры 2 0 0 - Л Е Т И Е П О Э ТА № 17-18 (295-296), 5 – 11 мая 2014 г. совещание с участием пензенцев, там- бовчан и представителей художествен- ного музея из Липецка. Должна сказать, что мы увидели желание и готовность к сотворчеству. Полагаю, есть все основа- ния думать о продолжении сотрудниче- ства. – Прокомментируйте, пожалуйста, кон- цептуальную основу экспозиции. – Сама идея изначально формулирова- лась достаточно локально и перекли- калась с образом тамбовской казна- чейши. С другой стороны, в Петергофе есть музей игральных карт. Таким об- разом, возникало некое созвучие, сход- ное с годомюбилеяМихаилаЮрьевича Лермонтова. Но под стать фигуре вели- чайшего классика русской литературы расширился и масштаб нашего замыс- ла. Доминирующий сюжет – тема карт как метафоры судьбы, фатума, форту- ны в литературе. Кроме того, красной нитью, пронизывающей всю экспози- цию, проходит культурологический комментарий к творчеству Лермонто- ва и его биографии, а точнее – к перио- ду юношества. Тогда Михаил Юрьевич, обучаясь в Школе гвардейских подпра- порщиков и кавалерийских юнкеров, бывал в Петергофе. Через произведе- ния искусства и предметы на стендах мы постарались нарисовать образ того Петергофа, который видел поэт. Боль- шая часть материала относится к нача- лу и середине 30-х годов XIX века, эпо- хе Николая I. Здесь чётко прослеживаются мотивы Александрии – тогдашней резиденции российских императоров, петергофско- го коттеджа и готической капеллы, игр в Средневековье, культа Прекрасной Дамы – всё, во что были вовлечены ка- деты, проводившие летнее время в Пе- тергофе. Тем не менее в текстах Лер- монтова отсылки к этим темам практи- чески не обнаруживаются. Его юнкер- ская поэзия страстно жаждет подвига, свершений, любви. Вообще юношеская слава Лермонтова скандальна. Она свя- зана как раз с кругом произведений, на- писанных в Петергофе и вокруг него. Многое вообще при жизни поэта не публиковалось. Так или иначе, мы на- ходим прекрасное описание петергоф- ского праздника – совершенно особен- ного феномена, если учесть, например, отсутствие царскосельского или гат- чинского праздника. Петергофский праздник – массовое гуляние по слу- чаю дня рождения императрицы Алек- сандры Фёдоровны. На него съезжался весь Петербург. Были там и иностран- цы, и русские, и аристократы, и меща- не, и купцы – Петергоф преображался в подобие Вавилона. Реконструировать такое с помощью музейных средств трудно, поскольку ни одна гравюра или акварель атмосферы праздника не пе- редаёт. Зато с этой задачей прекрасно справляется поэтическое слово Михаи- ла Лермонтова! – Лариса Викторовна, а есть ли какая-то чёткая сюжетная линия, объединяющая все три зала экспозиции? – Безусловно. Первый зал (Петергоф эпохи Николая I) – зритель погружает- ся в эстетику юнкерства и петергофско- го праздника. Есть и ещё одна не оче- видная, на первый взгляд, линия: пре- дание о том, что именно в Петергофе Лермонтов написал знаменитые стро- ки «Белеет парус одинокий…». К сожа- лению, это красивая, но ничем не под- тверждённая легенда. Только в письмах поэта той поры встречается рассказ, как он из Петербурга отправляется в имение Мордвиновка и впервые видит море. Никаких прямых указаний имен- но на царскую резиденцию нет. Но в любом случае миф всё равно витает где- то вокруг 1830-х годов. Второй зал условно называется «Го- сударь изволил читать». На одном из стендов – письмо Лермонтова к Вели- кому Князю Михаилу Николаевичу в связи с дуэлью с сыном французского посланника. На письме начертана ре- золюция управляющего III отделением Собственной Его Императорского Ве- личества канцелярии генерала Леон- тия Васильевича Дубельта: «Государь изволил читать». Именно под таким девизом мы рассказываем, как чита- ли Лермонтова в царском семействе. А его читали. Михаил Юрьевич слыл из- вестным литератором, модным и в са- мых высших кругах. Император обязан быть в курсе всего происходящего – та- кова особенность абсолютной монар- хии. Появляется новое громкое имя в литературе – значит, монарху подобает ознакомиться с его творчеством. Пер- вое произведение, попавшее ко двору, – «На смерть поэта». Далее – «Герой нашего времени». Николай I читает ро- ман по дороге в Петергоф, возвращаясь из Германии. Император оставляет су- пругу на водах, а сам, по её совету, берёт с собой на корабль томик Лермонтова. Произведение ему сначала нравится, и он полагает «героем» Максима Макси- мовича. Николай I впоследствии вы- сказал сожаление, что такой талантли- вый автор «тратит время» на Печори- Слева направо: портрет императрицы Александры Фёдоровны (копия неизвестного художника с картины Ф. Крюгера, вторая половина XIX века) ; тронное кресло Николая I (XIX век) ; портрет императора Николая I (копия неизвестного художника с картины Ф. Крюгера, после 1852 года)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz