Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
37 год культуры И М Я «Я Русь от недруга спасу…», рассказы- вает Александр Науменко. Более демократичное искусство Александр Григорьевич оценивает профессиональный уровень вокали- стов на разных сценах. В Англии ему дорог конкурс «Русской песни», учреж- дённый ассоциацией русского языка в Лондоне. На нём всегда полные залы – русское искусство за рубежом по- прежнему в большой цене. А сам Алек- сандр Науменко, великолепный тенор, вот уже четырнадцать лет в стране ту- манов тоже нарасхват. Сначала он по- корил публику в Английской нацио- нальной опере. Затем стал ведущим ар- тистом Королевского оперного театра Ковент-Гарден, куда послушать оперу слетаются ценители искусства со всего мира. Александр шутит: если вы соби- раетесь получить визу в Англию, ска- жите, что хотите полететь послушать оперу, считайте «пропуск» у вас в кар- мане. На постановки с Александром Науменко тоже приезжает искушённый зритель, чаще всего любитель именно русской оперы. Артист в основном от- вечает за русский репертуар. – В Королевской опере первостепен- ное значение отдают итальянским про- изведениям, затем – французским, не- мецким и потом – русским. Наша опе- ра – это космос, который иностранцу трудно прочувствовать. Слушать её – огромное удовольствие и в тоже время – большой душевный труд, – разъясня- ет Александр Науменко. – Сцена в Ко- вент-Гарден фантастическая, с велико- лепной акустикой, а это самое главное для оперного артиста. Когда не нужно напрягаться, ты просто наслаждаешься самим процессом пения, летишь в не- обозримое пространство звуков. Для репетиций есть дополнительно две сце- ны, притом артисты готовятся к поста- новкам с теми же декорациями, что бу- дут и во время спектакля. Они легко передвигаются на специальных плат- формах на главную сцену театра или за кулисы. Вообще, современная опе- ра – это многоканальное, многофунк- циональное зрелище, этакий симбиоз актёрского пения, режиссуры, работы дирижёра. Чтобы всю эту конструкцию привести к общему знаменателю, нуж- но продумывать каждую мелочь. По- становка оперы гораздо сложнее, чем драматического спектакля. Например, в нашемискусстве нужно вовремя спеть под музыку, но бывает так, что звук до- летает до тебя с опозданием, а паузу взять ты не имеешь права. Люди, кото- рые понимают, насколько это сложно и в тоже время великолепно, – влюбля- ются в оперу на всю жизнь. Александр Науменко считает, что имен- но оперное искусство однажды спасёт общество от деградации. Опера – это тот язык, который должен вернуть людям искусство общения. Современный мир погружён в гаджеты, дети не резвятся на детских площадках, они зачастую пред- почитают киберпространство. А опера – это прежде всего общение с музыкой, литературой, через них идёт соприкос- новение с жизнью. В Королевском те- атре сегодня стараются ставить совре- менную детскую оперу, которая должна вернуть ребёнку интерес общения. – У нас очень популярна детская поста- новка одного английского автора «Как стать китом». Там интересная музыка, артисты выходят в зал и поют вместе с маленькими зрителями – интерактив- ный спектакль, но не мьюзкл, что важ- но, он выдержан в оперной традиции. Я за такую популяризацию оперного ис- кусства! Всё в нашей жизни находится в развитие, и опера тоже преобразует- ся, становится более демократичной, – размышляет Александр Науменко. Сочинять музыку – сродни молитве Оперный певец Александр Науменко жалеет, что большой опере сегодня не хватает талантливых молодых компо- зиторов. Известные театры не спешат ставить непопулярных авторов. Сам Александр Науменко ещё и компози- тор. Он закончил Московскую консер- ваторию, в его музыкальной шкатулке есть произведения, которые исполня- лись артистами Большого театра. Но, признаётся, за оперу никогда не взялся бы, слишком высокая цель. Сейчас он пишет музыку к детскому балету «Дюй- мовочка». Говорит, что сочинять мело- дии для него сродни утренней молит- ве. Даже если не заносишь в нотную те- традь, они живут с тобой. – Чувства композитора, сродни чув- ствам беременной женщины. Ты вы- нашиваешь своего ребёнка и рожда- ешь на свет. Вынашивать своё чадо я могу годами. Мне важен сам процесс создания музыкального произведе- ния. Писать на заказ у меня не очень- то получается. Недавно прозвучало та- кое предложение: «Сочините мелодию типа музыки из фильма «Властелин ко- лец». Конечно, такими вещами я зани- маться никогда не буду. Немыслимо жить без вдохновения Искусству оперного вокала Александр Науменко учился тоже в Московской консерватории у знаменитого тено- ра Зураба Соткилава. Но прежде чем дважды стать студентом престижного вуза, Александр Григорьевич отучил- ся в Липецком музыкальном училище, которое закончил в 1975 году. А даль- ше, как он выразился, попал на небо- склон, где если не научишься жить сре- ди звёзд, вылетишь в чёрную дыру. У него получилось! Он стал новой звез- дой, в лучах которой уже греются его ученики. Сейчас артист много препода- № 16 (294), 21 – 27 апреля 2014 г. Фасад и сцена Королевской оперы в Лондоне ru.wikipedia.org
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz