Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

35 муниципальная Россия Д Е В И Ц А № 15 (293), 14 – 20 апреля 2014 г. сказала, стремительнее, чем когда-то строили. Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицыпояви- лась в селе примерно в восьмидесятые годы XVIII века. В середине XIX столе- тия она стала каменной и была освяще- на во имя Святых Бессребреников Кос- мы и Домиана. Многие поколения как селян, так и усманцев венчали, крестили и отпевали здесь. А в тридцатые годы XX века её принялись взрывать, да не один и не два раза. А она всё не поддава- лась, да и люди всей округой вставали на защиту своей святыни. Но всё-таки тройка представителей новой власти ис- хитрилась снять купола с храма. Одного из них по прошествии короткого време- ни убило грозой, другой утонул, да и третьего ждала страшная смерть. Сам храм взорвали хитростью: людей с утра согнали в поле работать, и пока не было поблизости защитников, подложили взрывчатку под стены… Говорят, что дом, выстроенный из церковных кирпи- чей, тоже долго не простоял – не было в нём силы жизни. Старожилы утвержда- ют, что сельсовет нынешний, то есть сельская администрация, стоит как раз на том месте, где была некогда церковь. А клуб советские проектировщики и за- стройщики не могли разместить нигде, кроме как на церковном погосте. В соседней Новоуглянке и вовсе пору- шили Софийский женский монастырь. После войны в его стенах содержались пленные фашисты – венгры и итальян- цы. А до недавнего времени там пере- воспитывались несовершеннолетние преступники. Сейчас место свободно. Жители окрестных деревень, правда, надеются, что сюда снова вернётся… ко- лония. Женская исправительная. И не столько потому, что хотят селяне вер- нуть заблудших «овечек» на путь ис- тинный – колония приносит деньги в сельский бюджет. А церковь в Новоуглянке местные вос- становили, пусть и не на прежнем месте – напротив. Но сегодня Михаилоархан- гельский храм уже вовсюнамаливается, смотря горящими окнами на свой ста- рый алтарь, на горнем камне которого стоит памятник… В Девице люди тоже устали жить без храма. Построить новый пока не уда- лось, но перестроить домбывшего пред- седателя колхоза Попова под дом Бо- жий оказалось импод силу. Вот и стал он средоточием духовной и молитвенной жизни целого большого красивого села. Нине Петровне Вандышевой идти до храма минуту-другую, строящуюся ко- локольню она видит из окон своего дома. Она родилась в Новоуглянке. Пе- ред войной её покрестили в церкви во- ронежского села Графское – свои хра- мы были уже закрыты. Отучившись на медсестру сначала в Усмани, а потом и в Ельце, она по распределению попала в далёкий и уже несуществующий Вос- кресеновский район Липецкой области. Потом вернулась домой, вышла замуж, родила двух сыновей и 32 года прорабо- тала в детском садике. Семь лет назад баба Нина овдовела. Муж долго болел, его онкологию они переносили вместе – он физически, она молилась о спасе- нии его души. Объездила почти всю Святую Русь, что не вписывается в гра- ницы политических карт. – В Киево-Печерской лавре была, мо- гилке Ильи Муромца тоже кланялась, в Святогорской обители, в Муроме, во Владимире, в Дивеево, в Оптиной пу- стыни, в Санаксарах, в Годеново и в Серпухове, да всего и не перескажешь, – тихонечко, опираясь щекой на ладонь, рассказывает Нина Петровна. – Со мной и сестра с братом в поездах быва- ют. Я в святых источниках свои скрю- ченные пальчики вылечила. Да и покой своей душе вымолила. А то ведь на со- роковой день, как мы деда схоронили, разбился и наш внук… Я же потом и не ходила вовсе. Да Господь не оставил – я ведь ещё своим-то нужна. Да и батюшка наш меня укоряет, когда я о смерти го- ворю. Кто же, говорит, за село молиться будет? Молодёжи-то не очень густо в храме!.. Вера ушла из села… Советская власть её разрушила. Село без храма- стоять не может. А вот на Пасху душа радуется – в церкви народу полно. Хоть на праздники… Анна Григорьевна Лепина тоже роди- лась в Новоуглянке, только на 15 лет раньше Нины Петровны. Оставшись без матери, пятиклассница Аня При- быткова пошла работать швеёй на фаб- рику – ткать ещё на старинном станке её научила бабушка Екатерина. Когда на- чалась война, Усманскую швейную фа- брику эвакуировали, а работниц отпра- вили по домам. Анна устроилась в го- спиталь, что стоял в новоуглянском лесу. Стирала бинты, гладила их, свора- чивала, ухаживала за ранеными. Гово- рит, иной раз их по две тысячи за раз привозили. Однажды хирург ампутиро- вал у бойца ногу и отдал её молодень- кой санитарочке. А куда её девать, не сказал. Так и проходила оцепеневшая от ужаса Анна с отрезанной конечностью, пока кто-то не забрал её. – О войне вспоминать не хочу – она мне там надоела. Ничего хорошего там нет… О Победе я услышала в Польше. А до этого мы были и в Воронеже, и в Курске, и в Чехословакии. Я служила в пере- движном госпитале шестидесятой ар- мии. Когда ещё здесь были, в нашем лесу, стали эвакуировать солдатиков, погрузили их в вагоны, а фашисты на- летели и начали нас бомбить. Мы вы- скакивали в лес, кто в чём, лишь бы спа- стись. Мужчин в госпитале мало было – только врачи да электрики с поварами. Так мы, женщины, и делали всю самую тяжёлую работу. Нас, по-моему, чело- век семьдесят тогда было. Приняв присягу в сентябре 1942 года, вернулась домой Анна Григорьевна только в марте 1946 года. Вышла замуж Наша защитница Анна Григорьевна Лепина сегодня… …и полвека назад с мужем Яковом и сыном Александром

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz