Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
30 общество Р У С С К И Й М И Р затерявшаяся, а запутавшаяся во вре- менах нашей истории…» – А известна ли нам история своей стра- ны? – спрашиваю Александра Василье- вича. – Ведь, по сути, мы знаем легенды о нашей Родине. Историческая наука как никакая другая подвержена влиянию политического строя, поэтому и перепи- сывается она постоянно. На многие исто- рические факты откликаются и деятели культуры, как их называли в незабвен- ное советское время. Только если Илья Муромец в исполнении актёра-исполина Бориса Андреева «играет» на стороне государственников, то есть всем своим былинным видом формирует у ребёнка образ настоящего героя, защитника Оте- чества, патриота, мужчины, в конце кон- цов, то нынешние мультяшные «богаты- ри», вроде бы тоже побеждающие вра- гов (им самим непонятным образом, во главе с тщедушным и алчным князем Ки- евским Владимиром, кстати, святым в Православии) – просто пародийные пер- сонажи. Ребёнок с их «помощью» так да- леко уходит от всего своего, что вернуть его потом «на правильные рельсы» бу- дет почти невозможно. Так и останется он ничейным в смысле национальной и культурной принадлежности, постепен- но становясь лёгкой добычей «потусто- ронних» пропагандистов… А сегодня и вовсе в Интернете жанр фильма «Илья Муромец» обозначается не иначе как «фэнтези». Фантастика! То есть наших детей лишают собственной истории, де- лая из былинного святого богатыря Ильи Муромца героя чьих-то фантазий. Следуя этой логике, в скором времени можно будет увидеть анонс: «Аватар» – доку- ментальный фильм с элементами эроти- ки или мелодрамы… –Всегда нужноискать того, кто«заказы- ваетмузыку». Посмотрите на ситуациюс народными песнями – в каких только аранжировках они не звучат. Народу-то необходима своя песня. Но в истинном варианте ихпочтиникогда не услышишь – только в облегчённом, лишённом вся- кой русскости. В этом нет любви – толь- ко одна беспомощность… История же должна учить. И чаще всего на приме- рах. Поэтому нам герои очень нужны. Ребята, воевавшие вЧечнеипод страхом смерти не снимавшие с груди кресты, – это наши герои, святые люди. Но ведь кому-то они мешают. Вот и появляются фильмы, по сюжету которых современ- ныепризывникипереносятсянамашине времени на настоящий фронт. Для них, как и для зрителя, это приключение. А там страха нет. И сострадания тоже. Историю обязательно нужно пропу- скать через себя, через человеческую жизнь вообще. О Гражданской войне много написано. Ивезде по-разному она открывается: в «Окаянных днях» Буни- на, в «Дневниках» Пришвина, в письмах Ростовцевых. Через озлобленное сердце одного, через внутреннюю доброту дру- гого и через развороченнуюисторию се- мьи третьих можно понять весь ужас того времени… Недавно перечитывал свободную редакцию «Тихого Дона» Шолохова. Ах, как же тяжко тогда было казакам! Ведь, по сути, правды нигде не было. Гражданская война – это одна сплошная неправда. Ихотя современное казачество ещё свою культуру, традиции блюдёт, всё равно– это уже далеко не од- нородное сословие. Но когда на наших единоверцев нападает зло, тогда видно, как собирается ядро казачества. То есть наш народ сплачивается перед внешней агрессией. – А единый ли мы народ? Страна наша большая, житель Липецкой области слы- шит ли и понимает ча- яния, например, за- байкальца? – Где бы люди ни жили, их всё-таки объединяет культура. Причём многообра- зие культурных традиций никак не ме- шает народному объединению. Уваже- ние к чужой культуре и к своей – важ- ная составляющая нашего совместного бытия в такой сложной и многонацио- нальной стране, как Российская Феде- рация. Причём культурный человек может быть и малообразованным, по- тому что образование здесь вторично. Я в книге рассказываю о самом обыч- ном деревенском человеке – Иване. Немощный телом, но очень мощный душой, он и есть настоящий носитель русской культуры. На таких – совестли- вых, тихих, спокойных, смиренных, никому в жизни не помешавших, но всегда готовых помочь – русских лю- дях русский мир и держится. У них нет ничего показного, всё – сокровенно. Когда начинаешь с этим «маленьким» человеком разговаривать, он раскры- вается такой громадиной… Свет надежды «За деревьями, за холмиками на месте разобранного барского дома закраснелись каменные стены Знаменского храма, мерцающие по оттепели мшистым ков- ром инея. Храм будто бы ожидал меня, поминая нашу прошлогоднюю молитву… Яположилшапку в алтарнуюнишу и сно- ва взялся складывать престол из кирпич- ного развала. Поставил на него иконку, свечу, поминутно гаснувшую на сквозня- ке, тянувшем из разбитых окон. Достал «молитвослов»и снова читал покаянные молитвы и молился за души тех, кто не ведал, что творил…». «Россию сегодня исчужили!.. И сегодня уже даже не столь страшна чужая куль- тура – народ всё равно живёт своими традициями. Самое страшное – это чу- жое образование! Появились чужие «ценности», другой язык… Нам нужно сохранять свою духовность. Слава Богу, что открываются храмы – в них поместилась тысячелетняя Россия. Словом надо давать укрепление наро- ду», – считает Валентин Распутин. – Сегодня нужно работать на соедине- ние русского мира, – вторит Валентину Григорьевичу Александр Новосельцев. – Нас, как медведя в берлоге, тыкали- тыкали палкой, пока он не проснулся и № 13 (291), 31 марта – 6 апреля 2014 г. Александр НОВОСЕЛЬЦЕВ: Как земля Русская начала собираться на Куликовом поле, так и сербы сплотились на Косовом поле Фото Николая ЧЕРКАСОВА Куликово поле. 8 сентября 1380 года. Объединённые полки русских князей под предводительством Великого князя Московского Дмитрия Донского, благословлённого на рать Преподобным Сергием Радонежским, побили золотоордынские войска Мамая. Наступило время собирания Земель Русских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz