Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

44 год культуры Ф И Л А Р М О Н И Я ношение к Липецкой области. Народ- ная артистка СССР жила и работала здесь. Участие зарубежных исполните- лей в общероссийском конкурсе как раз придаёт пикантный привкус мероприя- тию. В масштабах государства статус нашего конкурса сейчас ничуть не усту- пает самым престижным – имени Рим- ского-Корсакова, имени Глинки, имени Чайковского. Многие попросту не вы- стояли в кризисные для национальной культуры времена. А мы, напротив, су- мели укрепиться. Для популяризации конкурса гала-концертыпроводились в самом сердце столицы – Московском доме музыки. О событии знают все оперные певцы страны – это обеспечи- вает нарастающий с каждым разом на- плыв участников. Напомню: к отбору допускаются исключительно лауреаты и дипломанты других конкурсов, что подразумевает не в последнюю очередь высокое качество пения, повышает престиж нашего состязания в оперных кругах и подогревает зрительский ин- терес. Солисты Большого театра, Ма- риинки, известных оперных театров отнюдь не стесняются называть себя лауреатами конкурса имени Надежды Обуховой – это свидетельствует о спра- ведливости моих слов. Пасхальная премьера Духовная музыка – неотъем- лемая часть репертуара Ли- пецкой областной филармо- нии. 30 апреля, в период пас- хальных торжеств, зрителей ждут на премьере оратории «Пасха по Иоанну». Это про- должение известного сочине- ния Софии Губайдуллиной «Страсти по Иоанну», напи- санного к 250-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. Софии Асгатовне сейчас во- семьдесят два года, и она по праву может называться жи- вым классиком академической музыки. Автор более ста сим- фонических произведений, со- чинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов, Губай- дуллина – один из самых круп- ных и глубоких представителей академической школы второй половины XX века. На родине композитора – в Татарстане – её именемнаречён ежегодныймеждуна- родный фестиваль современной музы- ки, в Казани проводится международ- ный конкурс пианистов Софии Губай- дуллиной. Наряду с АльфредомШнитке и Эдисоном Денисовым Губайдуллина входила в так называемую«троицу»мо- сковских композиторов авангардного направления. Несмотря на блестящее образование и талант, Софии Асгатовне в конце 70-х годов было суждено по- пасть и в другой – «чёрный список», со- стоящий из семи советских композито- ров. Тяжкий период запретов и неприя- тия в СССР, темне менее, сменился эрой признания, причём – глобального. На рубеже тысячелетий Губайдулли- ной, когда она уже переехала жить в Германию, был сделан заказ из Штут- гарта на евангельское сочинение, каким стали монументальные «Страсти по Иоанну». В основе – тексты из Еванге- лия. А завершился цикл из двух произ- ведений, основанных на Откровениях Иоанна Богослова (Апокалипсисе), «Пасхой по Иоанну» для солистов, двух смешанных хоров, органа и оркестра. – Раз в год мы делаем серьёзный рели- гиозный проект, – рассказывает Ната- лия Мекаева. – В прошлом сезоне со- стоялась премьера оратории «Возрож- дение России» Александра Чайковско- го. Надо было думать, чем порадовать публику в следующий раз. Практиче- ски случайно я наткнулась на произве- дение «Пасха по Иоанну». Для меня София Губайдуллина как композитор – непререкаемый авторитет. Но я пред- ставить не могла, что она настолько ре- лигиозна и у неё такие сильные духов- ные музыкальные произведения. «Пас- ха по Иоанну» потрясла меня своей свежестью, оригинальностью, широ- той осмысления. Каково же было удив- ление, когда выяснилось: эта дивная вещь ни разу не исполнялась в России! Все авторские права на неё принадле- жали немецкому издательскому дому. Пришлось сделать туда запрос, запол- нить подробную анкету: кто, где, когда собирается воспроизводить «Пасху» публично. В итоге – разрешение на од- нократное исполнение получено. Более того, Софию Губайдуллину уведомили о нашей инициативе, которую автор поддержала и даже выслала нам неко- торые свои пожелания. Мы с нетерпе- нием ждём Софию Асгатовну в Липец- ке, будем рады, если она сможет посе- тить премьеру. Репетиции «Пасхи по Иоанну» уже идут вовсю. Вещь хоть и легка для восприятия, но весьма непро- ста для исполнения. Состав солистов преимущественно из нашей филармо- нии. Естественно, проект не обойдётся без участия камерного оркестра Ли- пецкой филармонии «Русская класси- ка», который планируется усилить за счёт некоторых дополнительных ин- струментов. Дирижёр – заслуженный артист России Владислав Булахов. В оратории задействованы камерный хор под управлением заслуженного ар- тиста России Игоря Цилина, а также хор из соседнего Тамбова. Всего – свы- ше двухсот человек! № 12 (290), 247 – 30 марта 2014 г. VI Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой примет лучших артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Новосибирска – практически отовсюду, где есть оперные театры Впервые в Липецке почётное место в жюри займёт народный артист СССР оперный певец и педагог Владислав Иванович Пьявко. Председательствует народная артистка России Лариса Абисаловна Гергиева – художественный руководитель Северо- Осетинского государственного театра оперы и балета и «Академии молодых певцов» Мариинского театра Игорь РАДАМАН. «Портрет Надежды Обуховой», 1954 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz