Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
36 общество В Е РА И всё-таки каждый из нас хоть однажды, но находит целеб- ные воды животворного ис- точника. И преображается, обретая понимание вроде бы очевидных вещей: семья, дети, твои верные друзья, любовь, дар самой жиз- ни – это и есть святое… И начинаешь всё чаще благодарить… А кого? Бога, видимого тебе сердцем или невидимо- го. Зайдёшь в храм, поставишь свеч- ку за всех дорогих тебе людей и обяза- тельно задержишься у «своей» иконы. Может, и не в молитвенном стоянии. А просто созерцая святых, их смирение или умиление на ликах. И как-то яснее становятся мысли, спокойней на серд- це от их ответного взгляда… Неспро- ста священники говорят, икона являет- ся окном, через которое Господь загля- дывает в наши души. Образы скрывают тайну Божию Матушка Валентина Гришанова всег- да помнит об этом, когда берёт в руки тоненькую, буквально в несколько во- лосков кисточку, чтобы писать возвы- шенные лица святых угодников, от ко- торых исходит чувство того-самого – небесного. Глядя на её иконы, пони- маешь – это святыня, которую хочется почитать, чтобы она всегда была рядом и оберегала тебя в пути. Может, секрет её мастерства кроется в том, что она не просто иконописец, а жена священни- ка. Живёт, как и её муж, отец Сергий, в постоянной молитве и в храме, и в доме. Наверняка лики из-под её кисти получаются оттого такие светлые, что Валентина мама троих детей. Ипоёт им византийские и древнегреческие напе- вы, как когда-то на клиросе в храме, где служил священником её отец. Иконы матушки Валентины писаны по старинным канонам школы иконо- писи при Московской духовной акаде- мии, что расположилась в стенах Свя- то-Троицкой Сергиевой Лавры, где она три года постигала тайну красоты рус- ских образов. Сусальное золото, кра- ски, только натуральные минералы: охра, малахит, лазурит. Она бережно растирает их в порошок, как это когда- то делали монахи в древних монасты- рях. Скрепляет специальной эмульсией на желтке с вином. Для создания одной иконы нужна палитра из восьми цветов и оттенков. И тогда, в тишине и покое, рождаются святые образы: выдержан- ные, строгие, простые, лаконичные, скрывающие в себе тайну Божию. – Икона – это не картина. Она напря- мую связана с молитвой. Когда пишешь образ, эмоций быть не должно, только сосредоточенность и работа. Никаких возвышенных чувств, особого вдохно- вения иконописцу не надобно испы- тывать. Это твоя внутренняя молитва, чувство отрешённости от всего суетно- го, от ненужных помыслов. Поэтому икона должна появляться на свет в ти- шине и уединении, – рассказывает ма- тушка Валентина. – Конечно, какой бы строгой школы ни придерживался ху- дожник, всё равно у иконописца будет угадываться своя манера письма. Но и от неё нужно отходить. В иконе кро- ме мастерства не должно быть ничего привнесённого, никакого творческо- го поиска. Я не представляю, что напи- шу свою икону так, как я вижу, напри- мер, Божию Матерь или Спасителя. Не получится. Так делали Феофан Грек, Андрей Рублёв. Они монахи, им дано было создавать свои великие образы. А мы ведь простые, грешные люди. Это всё равно если каждый будет пробовать творить свои молитвы. Сегодня матушке Валентине редко вы- падает радость растереть краски и с внутренним отрешением, оставив зем- ные хлопоты, писать своих любимых В тишине и покое рождаются иконы К какой бы религии человек ни относился, он всегда будет стремиться найти свой святой источник. Там, где получит утешение, надежду, где возвысится его душа. Для тех, кто верит, он уже бьёт чистой ключевой водой. Кому-то приходится сложнее – сомневаться, разочаровываться, надеяться, обретать, терять… и снова отправляться в духовные поиски Икона новомученицы Серафимы (Горшковой). Канонизирована в конце XX века. Была расстреляна при советской власти в Казахстане № 12 (290), 24 – 30 марта 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz