Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
42 год культуры В Ы С ТА В К А ка, праздничная одежда… Наверное, для меня во всём этом воплощается яркий взгляд на нормальнуюжизнь. Ведь о ней мечтает каждый. – Что для вас нормальная жизнь? Что-то из детства либо, напротив, сформиро- вавшийся с годами образ? – Вроде бы моя жизнь была и нелегка, но она всё равно нормальная. Огляни- тесь вокруг – сколько сейчас в искус- стве, театре, кино тёмного, тревожного, даже шокирующего. Полагаю, люди сыты этим. Зато в моих работах чувству- ющие люди раскрываются. Я люблю бывать на собственных экспозициях, наблюдать за публикой. Обожаю лице- зреть реакцию зрителей, как они начи- нают улыбаться. Это настоящее обще- ние – одно из величайших удовольствий на свете. И выставки дают возможность для общения. – В скульптурах воплощаются очень про- стые, универсальные эмоции, понятные каждому. И душа открывается своим ощущениям. Те же самые чувства, пожа- луй, испытывал бы и первобытный, не обременённый социальными предрас- судками и догмами человек. Получается, ваши произведения апеллируют к корне- вым архетипам сознания. Сознательно ли? – Правильное наблюдение. Однако по- лучается у меня так бессознательно, я не думаю, специально ничего не подразу- меваю, берясь за материал. – Технически – сложен ли ваш труд? На- сколько работа с керамикой соответству- ет вашему темпераменту? – Не могу сказать, что моя техника так уж проста. Я леплю не так, как все остальные. Этот метод, изобретённый ещё в древности, сейчас не популярен. Я «откопала» его и, как мне кажется, усо- вершенствовала. Внутри мои фигуры полые. Подтолкнула меня к решению ваять именно таким способом необхо- димость возить работы из Уфы в Мо- скву. Попробовали бы вы дотащить эда- кую статую, будь она полна глины! К тому же – крупная работа может лоп- нуть при обжиге, пропадёт много мате- риала. А так, во-первых, удешевляется себестоимость, во-вторых, работается проще, в-третьих – транспортировать легче. В общем, масса достоинств! При- том, в отличие от традиционно практи- кующихся в скульптуре методов, мои работы могут быть воспроизведены лишь в единственном экземпляре, то есть являются полностью уникальны- ми! – Скажите, предшествует ли лепке хотя бы условно выполненный эскиз? – По-разному. Даже при наличии пред- варительных набросков сложно преду- гадать, где будут руки или голова, – ведь леплю я снизу. Раньше рисовала что-то, сейчас же отказалась от эскизов и начи- наю работать с глиной, что называется, с нуля. Иногда образ преследует долго, пока не будет завершён. Иногда удаётся добиться нужного результата за корот- кое время. А случаются совсем уж ми- стические истории. Как-то лепила Геор- гия Победоносца. Помню, совершенно не могла понять, как «устроено» лицо фигуры, как к нему правильно подойти. Однажды еду в маршрутке на заднем си- денье, автобус останавливается, на оста- новке заходит молодой человек. Я оне- мела: вот он – мой герой, вот он – мощ- ный лоб, выразительный нос. Ипочему- то мужчина занимает место именно рядом со мной. Всё внутри меня пришло в полное оцепенение, не могу от расте- рянности даже взглянуть на него, а ведь надо же лицо запомнить! Мне кажется, что он понял: я узнала его. Чудеса! При- шла в мастерскую и немедленно выле- пила пять архангелов. Сделала пять штук, и всех их приобрели музеи. – Раз уж речь зашла о музеях. Должно быть, вам приходится путешествовать и бывать во многих галереях и залах. Ска- жите, однородна ли художественная сре- да в нашей стране? – Помимо бесчисленных галерей, в том № 10 (288), 10 – 16 марта 2014 г. «Моя бабушка» «Яблоки уродились» (рисунок) «Рождество»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz