Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
44 гид И С Т О Р И Я ках в конце XIX века рязанский иссле- дователь Повалишин: «Имение Семёно- ва действительно можно назвать нор- мальным; в основание управления было положено всегда придерживаться неиз- менных правил, основанных на законах, обычаях, справедливости и пользе лю- дей, вверенных управлению помещика, а равно и собственной пользе помещика» . Вся работа крепостных была на стро- гом учёте и производилась «по уро- кам». Так, например, за один день пола- галось вспахать трём работникам с со- хами «сороковую десятину» пашни. Это означало пройти каждому пахарю за сохой расстояние более 17 вёрст. Для сравнения: в конце XIX века на одного наёмного рабочего полагалась норма одна десятина в полтора дня, что соот- ветствовало расстоянию в 25,6 вёрсты. «Нельзя не признать уроки г. Семёнова не обременительными для крестьян, тем более что в других имениях уроки были больше», – анализируя «Руковод- ство…» , замечает в своём труде исто- рик. В середине 30-х годов Московским об- ществом сельского хозяйства было уч- реждено Главное общество улучшенно- го овцеводства, и Семёнов с жаром бе- рётся за новое дело. Среди множества новшеств, введённых им, было и разве- дение тонкорунных овец, шерсть кото- рых служила сырьём на суконной фа- брике, расположенной в имении. В 40-е на ней работали 19 человек крепост- ных, выпускалось до 60 полотен в год на сумму более 5000 рублей. В 50-е на фа- брике действовало 18 станов, которые обслуживали 34 работника. Вырабаты- валось 7000 аршин сукна на сумму 4300 рублей. По данным на конец 50-х годов XIX века, в овчарне имения Семёнова содержалось более 1200мериносов. Это восьмая часть тонкорунного поголовья всей обширной Рязанской губернии! В год собиралось до 119 пудов высокока- чественной шерсти. Продукция сукон- ной фабрики Семёнова сбывалась по большей мере на Нижегородской яр- марке и в Москве. Сукно Семёнова по- ставлялось и в казну. Предприимчивый помещик заключал также казённые подряды и на хлебные, и на винные по- ставки. «Но денег в доме никогда не было, – замечала в своих мемуарах Наталья Петровна Грот, – потому что всё, что получалось, уходило на разные предприя- тия к расширению и улучшению хозяй- ства и на разные коммерческие оборо- ты… но без особенной для себя прибыли» . И действительно, в разное времяМиха- ил Николаевич Семёнов приобретал и продавал земли в соседних сёлах Ива- новском, Екатерининском, Свинушках. Строил дом в Москве, куда так стреми- лась егомолодая супругаАннаАлексан- дровна. Все знавшиеМихаилаНиколае- вича отмечали его благородство и бес- корыстие, которое он проявлял даже в общении с совершенно незнакомыми ему людьми. Значительная часть средств, полученных от его коммерче- ских предприятий, употреблялась «во благо ближним». Яркий пример тому – строительство храмов по инициативе и на средства М.Н. Семёнова. Храмоздатель Первый из них Михаил Николаевич построил в своём имении. 14 января 1836 года он подал прошение на имя архиепископа Рязанского Евгения: «Имею я особо отмежёванное имение, отстоящее от приходской церкви на семь и девять вёрст. Так как по отда- лённости селений моих от их приходов часто случаются затруднения в от- правлении самоважнейших треб по дол- гу христианскому необходимых, то в отвращении такового неудобства воз- намерился я всепокорнейше просить дозволить мне соорудить собственным моим иждивением каменный храм во имя Архистратига Божья Михаила и соединить к оному приходом все четыре селения мои и наименовать все оные се- ломАрхангельским» . За неимением воз- можности выделить причту необходи- мое количество земли помещик пред- ложил вместо неё внести в банк 12,5 тысячи рублей, сумму, в 4 раза боль- шую, чем стоимость земли. Проценты с вклада должны были служить жалова- нием причту. Взамен Михаил Николае- вич просил, чтобы основные церков- ные обряды прихожанами (его кре- постными крестьянами) не оплачива- лись. Для духовенства предполагалось строительство двух каменных домов. На проект пригласили не кого-нибудь, а рязанского губернского архитектора Николая Ильича Воронихина, племян- ника знаменитого зодчего Андрея Ни- кифоровича Воронихина, прославив- шего себя строительством Казанского собора в Санкт-Петербурге. Разреше- ние на строительство выдали 7 июля 1836 года. Работы начались сразу, уже 23 июля заложили церковь. Портрет Н.А. Майкова. Художник В.А. Тропинин. 1821 год Храм в с. Зимарово № 1 (279), 6 – 12 января 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz