Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

20 Ю Б И Л Е Й власть ного профиля, поскольку наша область аграрная, специалистов-дизайнеров, педагогов-музыкантов. А ещё активно занимались разработкой проблем куль- турно-образовательной среды Ельца и Липецкой области в целом. Коллектив создал концепцию парка «Бунинская Россия». Эти разработки велись, когда в регионе ещё и речи не шло о создании туристско-рекреационных зон. Мно- го внимания на заседаниях комитета в областном Совете уделялось также вос- становлению усадьбы Ивана Алексее- вича Бунина в Озёрках. – Ваше отношение к реформе образова- ния: это хорошо или плохо? – Образование – это мобильная систе- ма. В советской педагогике главной це- лью образования было воспитание всесторонне развитой личности. Дру- гой, более гуманной цели, человече- ство ещё не придумало. Когда мы отка- зались от советской идеологии, то по- теряли и эту главную цель. Нас теперь никто ни к чему не обязывает. Один за- нимается разными видами деятельно- сти, созидает, а другой – живёт за чу- жой счёт. Поэтому отвечу так: изме- нения нужны, но прежде чем что-то менять, необходимо проработать ме- тодологию и внятно сформулировать цель воспитания. Сегодня внятной цели нет. Отсюда – наши беды и шара- ханья. Мы хотим иметь талантливых, творческих личностей. Но в нынешних реалиях таланты не всегда имеют воз- можность проявиться. Возьмите пресловутый ЕГЭ. Эту систе- му тестирования мы уже проходили в 30-х годах прошлого века. Потом учё- ные пришли к выводу, что для развития личности эта система даёт очень мало. Сегодня мы приходим к тем же выво- дам. Экзамен по литературе уже вер- нули, потому что поняли, что без сочи- нения творческое начало учащегося не проверишь. Современная школа превратилась в за- крытое учебное заведение, где есть ох- рана, сигнализация, видеонаблюде- ние. Но детей-то мы, по сути, сдела- ли заложниками. Поэтому даже те, кто успешно сдают ЕГЭ, в дальнейшей учё- бе не отличаются. Ведь мы не учим их искать свои пути решения задач. Да, учителю теперь предоставлена большая свобода. Но между тем мно- жество учебников по истории России не дают школьникам целостной карти- ны развития нашей страны. Это при- знаёт и сам президент Владимир Владимирович Путин. В СССР была разработана уни- кальная система подготовки спе- циалистов широкого профиля. Сейчас мы готовим магистров и бакалавров. Но это уже другие специалисты. Вывод очевиден: изменения нуж- ны и важны, однако мы не долж- ны терять лучшее, что было в со- ветской школе. Надо более кри- тично относиться к заимствова- ниям и более бережно – к своим наработкам. – Депутатский корпус региона пытается донести эти выводы до создателей ре- форм? – Конечно. Прокатилась, к приме- ру, волна оптимизации. Коснулась она и нас. Наш комитет много сделал для того, чтобы малокомплектные шко- лы в Липецкой области не были унич- тожены на корню. Было много спо- ров и разговоров. Но в этом отноше- нии ситуация у нас лучше, чем, скажем, в Псковской области, где жители выра- зили полную неудовлетворённость си- стемой образования (в России больше всего малокомплектных школ закрыли в Псковской области). – Не приведёт ли к такому же результату чрезмерное развитие электронных си- стем? – Вернёмся опять в 30-е годы прошлого века. Тогда наши теоретики сделали вы- вод: ни один метод не может быть уни- версальным на все времена. Этот закон действует всегда. Нельзя отдавать прио- ритет одному и забывать другое. К при- меру, возьмите Липецкий метод. Когда учителя сами выбирали, что им больше подходит, то этот опыт гремел по всей стране. Но в 1961 году, когда всех прину- дительно заставили использовать наши наработки, слава Липецкогометода рез- ко пошла на убыль. Вот что значит при- нуждение… Поэтому электронные сред- ства, мультимедийная поддержка – это хорошо, но сочетание новейших и тра- диционных технологий – ещё лучше. При этом за учителем должна оставать- ся ведущая роль как воспитательная, так и дидактическая. Мы на это нацеливаем своих выпускников, которые становят- ся лучшими «Учителями года» и в реги- оне, и в России. – Сегодня Липецкая область лидирует по всем показателям, за исключением рож- даемости. Ещё в прошлом году начался процесс, который глава региона Олег Пе- трович Королёв называет демографиче- ской катастрофой. Что делают депутаты, чтобы снять остроту этой проблемы? – Законодательные меры по увеличе- нию рождаемости реализуются в обла- сти в максимальной степени. Но нуж- но менять психологию людей. И здесь № 9 (287), 3 – 9 марта 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz