Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
48 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 3 марта 5 марта 7 марта Вещий сон Константина Великого 321 год. Римский император Константин I Великий, восемью годами ранее впервые разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днём отдыха. Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина. На этот день рынки должны были закрываться, а государственные уч- реждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – dies Solis – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин несколько изменил традицию. А при- чиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действи- тельно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и по- святил его Господу. С тех пор в христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. Сегодня в большинстве стран мира, включая Россию, воскресенье является официальным выходным днём. 3 марта (пн.) – Седмица 1-я Великого поста. С сегодняшнего дня в этом году начинается Великий пост, который можно назвать основным из многодневных постов, особенно обязывающим верующих к его со- блюдению. Великий пост всегда начинается за семь недель до Пасхи и продолжается 40 дней до Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим, поэтому в церковном обиходе и литературе его часто называют Святой Четыредесятницей. Но после этого пост не прекращается – за ним следует ещё Страстная седмица, пред- варяющая праздник Пасхи, поэтому часто в народе, говоря о Великом посте, под- разумевают и время собственно Великого поста, и Страстной седмицы – до праздника Святой Пасхи (семь недель). На протяжении Великого поста разрешается употреблять в пищу рыбу только лишь в праздники Благо- вещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своём Слове «Драгоценный дар» так говорит о сущности Великого поста: «У нас теперь Великий пост, продолжающийся сорок дней. Что такое этот Великий пост? Он есть драго- ценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар поистине драгоценный для всех, ищущих спасения, как умертвитель душев- ных страстей. Словом и примером Своим Го- сподь узаконил его Своим последователям. И с какой любовью, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их просвещает, очищает, укрепляет в борьбе со страстями и с невидимыми врагами; научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постя- щиеся. Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти». 9 марта (вс.) – Неделя 1-я Великого поста – Торже- ство Православия. Так назы- вается первое воскресенье (Неделя) Великого поста, когда после литургии св. Ва- силия Великого на середине храма совершается молебен о торжестве православной веры с прославлением дея- телей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от неё отступивших. Классический чин Торжества Православия включает в себя 12 анафематствований, по- следнее из которых объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к истории этого праздника, который был установлен в IX веке праведной царицей Византийской империи Феодорой, которая была женой греческого иконоборца Феофи- ла. В 842 году, после смерти мужа, по её ини- циативе в Константинополе был проведён Собор, где иконоборцев предали анафеме. По улицам столицы прошли христиане с ико- нами в руках, и с этого момента в империи было восстановлено иконопочитание, кото- рое и является основой праздника Торжества Православия. Составитель Игорь СОРОКИН Отмена крепостного права в России 1861 год. Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обы- вателей». Большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы был собран ещё в правление Николая I. Александр Николаевич, вступивший на престол в 1855 году, был воодушевлён самым искренним на- мерением сделать всё для устранения недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. По сути, это была одна из сложнейших проблем: крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учреждён Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сен- тябре 1860 года выработанный проект реформы был обсуждён депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. «Зорко одно лишь сердце…» 1954 год. Шестьдесят лет тому назад было образовано Липецкое областное правление Всероссийского общества слепых. Незрячие люди, объединившись, все эти годы занимают активную жизненную позицию в жизни нашей области. Они проводят поэтические вечера, литературные гостиные, встречаются участники клуба по интересам. Особое внимание в липецком отделении ВОС уделяется занятиям спортом. «Но главное, – считает Николай Сарычев, председатель Липецкой областной организации «Всероссийское общество слепых», – мы вовлекли в активную жизнь десятки инвалидов, дали им возможность почувствовать свою востребованность в обществе. № 8 (286), 24 февраля – 2 марта 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz