Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
42 № 5 (283), 3 – 9 февраля 2014 г. год культуры И М Я Особая ипостась -Я хоть и не искусствовед, но с удоволь- ствием порассуждаю о творчестве своего товарища, – говорит Алек- сандр Евгеньевич. – Манере Сорочкина од- нозначно близки графическая точность, тонкость и изящество. Это его характер, эмоциональный фон, который выражался в определённых цветовых лейтмотивах. По- мимо того в нём сидит железное, профессио- нальное ощущение целостности. Знаете, как для скульптуры присущи понятия массы и объёма, так и в его картинах мы наблюдаем композиционную целостность. Попробуйте представить себе холст Сорочкина без рит- ма, без силуэта – невозможно! Для него эти вещи – данность. Таким образом, подразу- мевая обозначенную сумму слагаемых, ху- дожник уже может варьировать их комбина- ции. Выражение, которое так любит Алек- сандр Михайлович, – «тебе бы вагоны кра- сить»–явноне пронего самого. Важна была любая чёрточка, любое пятнышко. Верно поставленная его кистью цветовая точка могла идеально закончить композицию. – Скажите, как современник Сорочкина, вы исповедуете в твор- честве схожие системы ценностей? – В определённом смысле да. Ориентация на московскую школу, на столичный вкус, на лучших в нашем понимании художников обоюдна. Нас интересовали и интересуют абсо- лютно одни и те же фамилии: Александр Древин, Ирина Блюмель, Аделаида Пологова, Андрей Васнецов, Констан- тин Панков, Пётр Осовский… Мы были мощно заряжены этим вкусовым арсеналом. Нет, мыни в коем случае не стара- лись быть похожими на них и сами похожи не были. Но, ко- нечно, охотно пользовались багажом, накопленным той ко- гортой мастеров. – Вопрос к вам как к скульптору. Откуда в картинах Сорочкина такая чёткая геометрия, перекликающаяся вомногом со скульп- турной традицией? – Острый глаз, точная рука, выбор нужных средств. Можно прежде сделать подготовительный рисунок углём, а потом раскрасить. Альтернативный ход – с помощью одних лишь красок создавать и композицию, и фактуру, и объём. То есть художник видит цветом. Это особый дар. Например, Виктор Семёнович Сорокин – цветовик. И для Сорочкина цвет – главное. А посредством цвета уже ваяются формула, иеро- глиф, олицетворяющие предмет. Символ чего-то. Подобный подход далёк от натурализма, скорее тут мы имеем дело с по- пыткой воссоздать своймир. Хорошийживописец добивает- ся того, что зритель подчиняется и верит. И в итоге – входит в этот мир. – Александр Евгеньевич, вы человек авторитетный. И, наде- юсь, молодёжь прислушается к вам. Чему бы вы посоветовали поучиться у Александра Михайловича начинающим свой путь в искусстве творцам? – Если бы всё знать… Было бы проще: пришёл, да и научил- ся бы сразу всему. Дело в том, что художник – особая ипо- стась. Это промысел Божий, данность. Трудно даже вообра- зить, откуда берётся истинный мастер, – не то что логически объяснить! Многие поступают в одно и то же училище, ака- демию, но лишь единицы из них оказываются настоящими. Один – талантливый, а другой – обделён. Каждый впитыва- ет соразмерную своему дарованию долю правды, которой он в состоянии воспользоваться, воспринять, применить в нужное русло. А есть и самоучки – самородки неимоверного дара! Почему я горжусь Сорочкиным и невероятно ценю его творчество – оно в высшей степени интеллектуально, лише- но спонтанности, бесцеремонности. В работах неизменно просматривается цель, которую желает достичь автор, – и достигает! Очевидно, выделяются более удачные вещи сре- ди всего наследия. Но нет ни одной пустой, проходной! Его автопортрет, натюрморт с чайником – серьёзные программ- ные произведения, и только с ними двумя автор уже обеспе- чивает себе место среди живописной элиты. Жизнь – слож- ная штука. И своими работами Александр Михайлович Со- рочкин выразил своё отношение к этой жизни. Жизни не- простой, долгой – слава Богу, ему на днях исполняется семьдесят пять лет. С одной стороны, много, а во вселенском смысле – так мало. Одно знаю точно: Сорочкин пришёл и уйдёт из этого мира настоящим Художником. С большой буквы. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фоторепродукции) Александр Евгеньевич ВАГНЕР, народный художник РФ, председатель правления Липецкой организации Союза художников России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz