Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

40 год культуры И М Я Высокий профессионал, философ, аналитик и эстет -В ы согласны с тем, что наиболее активным в творческом плане периодом для Александра Михайловича были доперестроечные времена? – Это никак не связано с существовавшим строем, – убеждена ТатьянаИвановна. –Сорочкинникогдане слылугодникомвла- сти, как не был и диссидентом. Он всегда писал, как считал нуж- ным. Для него было важно не что изображать, а как изобра- жать: каким языком пользоваться, какую избрать форму. Фор- ма, пластика, цвет – в них и есть содержание. Сорочкин владеет этими средствами в совершенстве. В его работах выражено представление о мире как об арене борьбы полярных начал. Чёткаяпластическаяформулафиксирует реальность картиныв состоянии равновесия между противоположными силами. В этой точке равновесия удерживается гармония и порядок. Кра- сота и драматизм в творчестве Сорочкина неразделимы. – Драматизм Сорочкина заключается в крайней степени экспрес- сии. – Верно. У Александра Михайловича эмоция сдержанная, очерченная определёнными рамками, интровертная, хорошо упакованная. Она – в напряжении форм. Иногда кажется, что это напряжение, энергетическое ядро едва сдерживается вну- три картины, – но всё же сдерживается. – С чем связан такой темперамент в живописи? – Это характер человека, его психология, личные отношения с миром. В творчестве он – не последователь импрессионизма или экспрессионизма, обнажающих эмоции. Скорее, худож- ник развивает линиюСезанна. По подходу к форме, по чётко- сти и сформулированности мысли, изобразительных реше- ний уместно сравнение с Петровым-Водкиным, в отдельных работах, разумеется. Сорочкин всегда ответственно и строго относится к своему художественному высказыванию. – А если сравнить, предположим, с «фантазийным» Евгением Павловичем Сальниковым? В чём-то их способ преломления действительности перекликается… – Сальников транслирует посредством многих своих картин мечту о счастье, мечту о том мире, в каком ему хотелось бы жить. Сорочкин же рассказывает о своём мире, суровом, где есть боль, страдание и где есть красота. Это кардинально от- личное отношение к реальности. Сорочкин отсекает всё лишнее, несущественное, случайное. Очищает форму до пер- воосновы, до архетипа и показывает сущность предмета. В меньшей степени такая тенденция проявляется в пейзаже, но и там всё подчинено целостности художественного образа. Ничего лишнего. Только выражение идеи через форму. Острые углы – о них можно ушибиться, лепестки подсолнуха – о них можно порезаться. Тревога и боль. Мир небезопасен. – Не созвучен ли в этом Сорочкин с Шевченко? Ведь у последне- го опасность сочится буквально из каждого мазка. Татьяна Ивановна НЕЧАЕВА, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, консультант Галереи Назарова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz