Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
44 год культуры П Е Р С О Н А ные сценаристы и кинорежиссёры пе- реходят на телевидение, – объясняет Виктор Мережко. – Например, амери- канское кино превратилось в фокус, электронную игру, трюк для «попкор- новых» детей. А просто человеческую историю теперь можно рассказать только на ТВ. Не так давно Мережко закончил сцена- рий 12-серийного телефильма «Крас- ный Дон», но для его съёмок пока нет денег. ВикторИванович очень дружен с Олегом Басилашвили, и актёр попро- сил написать для него роль. Мережко выполнил просьбу, сочинил сценарий под названием «Не ждали», где Баси- лашвили должен сыграть человека, по- терявшего в силу обстоятельств па- мять. В августе прошли кинопробы, должны были начаться съёмки для Первого канала, но возникли пробле- мы с деньгами, и производство фильма отложили до февраля 2015 года. Изда- на книгаМережко «Кандидат» о весьма грязных политических играх. Изна- чально это был сценарий, а вот экрани- зировать его режиссёру не дают, не бе- рётся ни один телеканал, потому что там слишком узнаваемые персонажи, параллели с реальными лицами. Искусство под крылом идеологии Я спросил у своего собеседника, почему сегодня так мало хороших сценари- стов, ведь ВГИК ежегодно выпускает два десятка специально обученных лю- дей. – Их невостребованность тому виной, – грустно ответил Мережко. – Каждый год с курса АркадияИнина выпускается два-три явно талантливых сценариста, но, как говорит сам Аркадий, они рас- сыпаются в пыль. Советский кинемато- граф выращивал кадры, пестовал их, награждал за успехи. Госкино держало под контролем производство, каждая картина обязательно выходила на экран. Вот пример: «Полёты во сне и наяву» получил третьюкатегорию, зна- чит, всего 800 копий на страну. А теперь известнейший в стране режиссёр Ни- кита Михалков может напечатать лишь 300 копий. Людей надо воспитывать на хороших примерах. Конечно, в кино может быть и милиционер-проходимец, и взяточ- ник-чиновник. Но коль я люблю своё Отечество, то, показывая негативные стороны жизни, всё равно в итоге буду делать так, чтобы зритель после про- смотра выходил очищенный, просвет- лённый. Кино – это не только и не столько искусство, сколько идеология. И смотрите, какая сегодня наблюдается тенденция: как только о России снима- ется «очерняющий» фильм, так обяза- тельно где-нибудь на международном кинофестивале он получает награду. Режиссёрская «отрава» Так что же всё-таки ближе Мережко – снимать или писать? – Ровно напополам, – честно признал- ся мэтр кино. – Я вот для сына-режис- сёра написал 4-серийный сценарий «Круглая дура Надя Круглова» бук- вально за месяц, так всё летело из-под пера. Вроде пиши себе и пиши, раз по- лучается и нравится. Но когда вокруг тебя на съёмочной площадке сплачи- ваются ассистенты, художники, рек- визиторы, осветители, актёры произ- носят твой текст, то начинают аж руки потеть от волнения. Хотя и лиха хлеб- нуть в режиссёрском деле можно не- мало. Так случилось со съёмками фильма «Хуторянин»: съёмочная бригада на- биралась в спешке, оператор попался запойный. Мережко взял с него слово, что он пить во время работы не будет, но не сдержался киношник, однако вы- гонять его было поздно – полкартины снято. Виктор Мережко поменял три состава реквизиторов, две бригады гримеров, трёх художников-постанов- щиков. Съёмочная группа жила в го- стинице в Таганроге и по вечерам не сдерживалась в возлиянии алкоголя, поэтому утром режиссёр чуть ли не силком выгонял всех на съёмочную площадку. – Я крайне редко использую в своей речи матерные слова, но тут приходи- лось это делать довольно часто, – чест- но признаётся Мережко. – Как-то утром еду в один дом снимать массовую сцену застолья, а мне звонит пьяный директор фильма и говорит, что съёмка может сорваться, так как хозяин двора боится, что мы вытопчем ему всю тра- ву. У меня в голове строятся мизансце- ны, я думаю, куда ставить камеры, а мой директор, вместо того чтобы ре- шить вопрос по долгу его же службы, звонит мне и жалуется! Знаете, почему режиссёры по смертности на втором месте после лётчиков-испытателей? Да потому что все они живут на пределе нервной системы. В результате, когда фильм был снят, я объявил всем чле- нам этой группы, что больше ни с кем из них работать не буду. Но как бы то ни было, режиссура – вещь прекрасная и затягивающая всего тебя с головой, если ты уж хлебнул по полной этой «от- равы». Зачем нам чужая земля? У Виктора Мережко на Украине живёт немало родственников, поэтому наш разговор никак не мог обойти украин- скую тему. Виктор МЕРЕЖКО: Кино – это не только и не столько искусство, сколько идеология. И смотрите, какая сегодня наблюдается тенденция: как только о России снимается «очерняющий» фильм, так обязательно где-нибудь на международном кинофестивале он получает награду № 52 (330), 22 – 28 декабря 2014 г. «Председатель жюри «Липецкого выбора» Виктор Мережко объявляет лучший фильм кинофестиваля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz