Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

43 год культуры П Е Р С О Н А туте, но его и там не взяли – завалил на экзамене математику. Что оставалось делать? Вернулся в село, пошёл рабо- тать лесорубом. Потом поехал на север, в Архангельск, трудился там на лесоза- воде. – В конце концов мамин брат из Львова сказал: «Пусть приезжает ко мне, банку варенья в месяц я ему всегда дам», – улыбается собеседник. –Поступил я в Львовский полиграфический институт, потому что там было мало абитуриен- тов, но что такое «полиграфия», я сна- чала не знал вовсе. Через четыре года получил диплом по специальности «инженер-технолог полиграфического производства». Помню, как во время практики в Ленинграде на Печатном дворе, сидя в Летнем саду, начал писать безумные сценарии. На мой немой вопрос ВикторИванович рассмеялся: – Верите, они сохранились у меня до сих пор – такие наивные, с надуманны- ми страстями, с соплями и слезами… Рождение сценариста По распределению Мережко попал в Ростов-на-Дону. В издательстве «Мо- лот» работал сначала заместителем, потом начальником цеха. Но желание серьёзно заняться кинематографом ни- как не отпускало. И поехал будущий знаменитый киношник в Москву по- ступать во ВГИК. И вот незадача – не отработал он положенного срока в ти- пографии, только два года прошло, а надо было три. Не приняли. Однако че- рез годМережко довольно легко посту- пает в институт, и когда он учился на втором курсе сценарного факультета, по его сценарию уже снимается фильм «Зареченские женихи». – Ещё будучи студентом, я женился на ростовчанке Тамаре, очень красивая была девушка, – здесь повисает пауза в рассказе Виктора Ивановича, потому что его жены нет на этом свете уже 18 лет. – Она переехала в Москву, денег у нас не было, помогала тёща – давала взаймы, потом, правда, я этот долг вер- нул. Три года после окончания ВГИКа болтался в Москве без прописки, без паспорта, который у меня однажды отобрали в милиции и не вернули. Тог- да мне за определённую плату оформи- ли новый паспорт без штампа о же- нитьбе, и я устроил себе фиктивный брак, чтобы получить прописку в сто- лице. Потом всё вернулось на круги своя, и я начал неудержимо писать. Снимаются друг за другом «Здравствуй и прощай!», «Одиножды один», «Трын- трава», «Трясина», «Вас ожидает граж- данка Никанорова», и пошло-поехало. Через некоторое время родился сцена- рий фильма «Родня». Когда он был го- тов, Мережко даже и не мечтал, что за него возьмётся Никита Михалков: – Случилось так, что в 1981 году на за- крытии Московского международного кинофестиваля Нонна Мордюкова дала почитать мой сценарий (он изна- чально назывался «Была не была») Михалкову. Я не был лично знаком с Никитой, поэтому даже не ожидал, что через несколько дней он позвонит мне сам и скажет, что хочет снять эту кино- картину. Вообще, Виктор Мережко любит соз- давать женские характеры. И у многих из них есть прототипы. Например, в «Родне» главная героиня – слепок с ма- миной сестры Мережко тёти Маруси, он и назвал её Марусей. Но вот судьба героини – это женская доля тёщи Вик- тора Ивановича. Принципиальная позиция Режиссурой Мережко не собирался за- ниматься вообще. Всё решил случай. В театре Моссовета 10 лет шла его пьеса «Мужчины по выходным». Драматургу предложили написать сценарий, а вот снимать фильм оказалось некому. Про- дюсер Юрий Мацюк насел на Мережко и в конце концов уговорил его высту- пить режиссёром. Так появилась кино- лента «Новогодние мужчины». Ещё шло её производство, а новоявленному режиссёру уже предложили снять «Красную комнату» по сценарию Эду- арда Володарского про Зою и Викто- риюФёдоровых. – Я прочитал сие произведение, потом встретился с Эдуардом и сказал ему в глаза, что сценарий плохой, – расска- зывает Виктор Иванович. – Хочешь, я его перепишу и тогда сниму. Володар- ский даже дал мне расписку в том, что разрешает переделать сценарий. Я на- писал буквально новый за 11 дней и снял картину. Но напечатали (о ужас!) всего 3 копии для киноклубов… Сегодня для полного метраМережко не пишет вообще. Его принципиальная позиция – работать с телевидением. – Тенденция в мире такова, что круп- Виктор МЕРЕЖКО: Случилось так, что в 1981 году на закрытии Московского международного кинофестиваля Нонна Мордюкова дала почитать мой сценарий (он изначально назывался «Была не была») Михалкову. Я не был лично знаком с Никитой, поэтому даже не ожидал, что через несколько дней он позвонит мне сам и скажет, что хочет снять эту кинокартину «Здравствуй и прощай!» «Одиножды один» «Полёты во сне и наяву» Кадры из фильмов, снятых по сценариям Виктора Мережко. Wikimedia.org № 52 (330), 22 – 28 декабря 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz