Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
35 общество О Б РА З Ж И З Н И № 5 (283), 3 – 9 февраля 2014 г. Гончар-самоучка, конечно, отправил- ся перенимать опыт у своих соседей, таких же мастеров по глине из Задон- ского района. Присмотрелся к их ре- меслу, понял свои ошибки, а дальше опять каждый день тренировки у кру- га, чтобы не только сосуд из глины при- нимал совершенные формы, но и руки становились «золотыми». Ведь у Пе- тра своя техника сложилась. Он, на- пример, горшки и крынки лепит без всяких приспособлений, которыми об- рабатывается поверхность сосуда для гладкости и ровности. Часами Пётр на- глаживает до нужной кондиции изну- три и снаружи своё глиняное изваяние. Говорит, тепло рук – обязательный ин- гредиент в создании простой и бесхи- тростной посуды. И правда, держишь в руках его крынку, а она на ощупь ше- роховатая, слегка чувствуются ровные кольца, как будто гладишь корочку на хлебе из печи. Так и хочется налить в неё парного молока, закрыть цветастой тряпицей и отправиться в поле ржаное, прямо к свежескошенному стогу. Глина с памятью Глину Пётр полюбил за то, что она жи- вая. И как всё живое – она непредсказу- ема. Весь процесс – от маленького ко- мочка материала, лепки на круге, суш- ки, до обжига в печи – требует душев- ной отдачи. Глина – капризная особа, с ней как с любимой жен- щиной нужно обращаться. Если тыне в духе – к ней луч- ше не подходи! Ещё на кру- ге не захочет произведени- ем искусства становиться. А если с кем-то в ссоре, горш- ки в печь не ставь – истерика у них слу- чится. Мигом взорвутся все твои уси- лия. Проверено гончарных дел масте- ром не раз. – А ещё глина имеет свою память, – рассказывает Пётр Космаков. – Сколь- ко раз замечал – чуть поедет крынка в сторону в процессе лепки, быстро ис- правишь дефект, дальше продолжаешь над ней работать. Вроде всё хорошо получилось – и высушилась как надо. А начинаешь обжигать, она возьми и опять прими форму того излома, что получился на круге. Но когда у мастера глины всё сраста- ется, как прописано в старинных ре- цептах, – работать для него сплошное удовольствие. И никогда не возникает у автора чувства, что он стоит за кон- вейером, мол, крынка да крынка… Пётр считает, когда ты крутишь, вертишь, лепишь из волшебной глины, то забы- ваешь обо всём на свете – лучшего ре- лакса не найти. Но интеллектуальная работа идёт напряжённая. Во-первых, азарт, от того, что ты творишь. А во- вторых, столько философских тем пе- редумаешь, пока круг вертится да вер- тится…. – Этот неприметный с виду горшочек вбирает в себя все возможные стихии. Глину Пётр полюбил за то, что она живая. И как всё живое – она непредсказуема Этот неприметный горшочек вобрал в себя все стихии – землю, воду, огонь и воздух Подросткам подавай диковинных единорогов, бутылки-парусники, зверей морских и всё великое разнообразие творчества. Не забыть учителю слепленную своими учениками шаловливую Хранительницу Лебедяни Пётр КОСМАКОВ: Простое рождается невероятно сложно. Нужно только тягу к этому иметь. Иначе к глине не подходи – ничего не выйдет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz