Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

31 общество С М Ы С Л № 51 (329), 15 – 21 декабря 2014 г. Михаила Юрьевича для написания итогового сочинения – не самая подхо- дящая фактура. –И это, к сожалению, не удивительно – ведь произведения Лермонтова мы осно- вательно изучаем в десятом классе. Поэ- тому, спустя год, на подготовительном этапе могли только освежить знания в памяти. Оттого, на- верное, ученики на экзамене чувствова- ли себя неуверенно, – считает препо- даватель русского языка и литера- туры гимназии № 64 Нелли Ива- новна Поливкина . – То есть авторам-составителям заданий нужно всё-таки хорошо знать школьную про- грамму, ориентироваться в круге чте- ния и интересов детей. Нынешние школьники слишком загружены, у них мало свободного времени и много ис- кушений. Тем, кто не читает, писать, безусловно, было непросто. А у читаю- щих выпускников сложностей не воз- никло. Правда, как ни странно, именно отличникам порой не хватало времени – объём информации, которую они стремились вместить в сочинение, большой, а временной отрезок оказал- ся для них критическим. Надежде Карасёвой – единственной гимназистке, выбравшей для сочине- ния тему лермонтовского «Героя наше- го времени» – всего хватило. В том чис- ле и смелости спорить с поэтом-проро- ком, утверждавшим, что последующим поколениям его время, его сверстники будут неинтересны. – Сегодня печориных и онегиных не стало меньше, наоборот, – общество формирует именно таких героев, – уве- рена Надежда. – Поэтому нам нужно не только читать и перечитывать класси- ков, а уметь анализировать причины поступков главных персонажей, учить- ся у них тому, как можно критически к себе относиться, искать причину всех бед только в себе. Основная черта Пе- чорина – отсутствие сострадания и со- переживания. Если оглянуться, в мире полно таких людей, эгоистов, думаю- щих только о собственной выгоде. Но если мы это «прочитываем» и понима- ем, в том числе и благодаря Михаилу Юрьевичу Лермонтову, значит, мы сможем наши пороки побороть. Разве это не посыл нам, взрослым: дети всё знают, всё понимают, они нас не критикуют – просто хотят быть други- ми… Молодая гвардия У подавляющего большинства, скажем так, советских детей, с этим словосоче- танием связана только одна ассоциа- ция – краснодонская организация юных подпольщиков, ставшая леген- дарной благодаря роману Александра Фадеева. К сожалению, почти никто из нынешней «молодой гвардии» книгу о своих ровесниках, отдавших жизнь за Родину, не читал – нет её и в школьной программе. Почему она исключена из списка обязательных для чтения – во- прос не к ученикам. Почему о ней ребя- та не знают – вопрос к родителям. И, тем не менее, именно военная тема вдохновила большую половину вы- пускников. Для многих из них война – это героическая история собственной семьи, это прошлое, оправдывающее настоящее. Вот и Вадим Петрусевич , прежде чем продумать концепцию со- чинения, вспом- нил о своих праде- дах. Ивана Анто- новича Лантюхова вражеская пуля остановила в Бе- лоруссии – тяжё- лое ранение в го- лову не позволило солдату сражаться дальше. Он долго лечился по госпита- лям. Своей отвагой заслужил детей, внуков, правнуков и долгие годы жиз- ни – Ивану Антоновичу сейчас 91 год, и его правнук Вадим гордится тем, что может здороваться с ним за руку. Дру- гого прадеда – Степана Григорьевича Гаврилова – Вадим в живых не застал, но знает, что был он настоящим геро- ем, награждённым орденом Красной Звезды и медалью «За взятие Кёниг- сберга». – Тема войны мне очень близка. Я счи- таю, что каждый россиянин должен знать историю своей страны, обязан помнить о войне и победителях. Нужно быть благодарными нашим фронтови- кам за то, что мы сейчас живём. Да и во- обще необходимо чтить всех предков, отстоявших в разные века нашу Родину. Сейчас идёт война на Украине. Она нас пока напрямую не затрагивает, но нуж- но быть начеку. Каждый должен воспи- тывать в себе силу духа. В том числе и с помощью литературы. Я в своей работе опирался на стихотворения Алексан- дра Твардовского иКонстантина Симо- нова, на повесть Василя Быкова «Сот- ников», где препарируется высота че- ловеческого духа и низость предатель- ства. Война – это страшно, только нельзя ставить своюжизнь выше Роди- ны, выше жизни других людей. Очень русская, соборная, но непопу- лярная мысль, не правда ли? Ценность каждой человеческой жизни сегодня вряд ли кто-то посмеет приумалить. Однако эта в большей степени декла- ративная позиция мало применяется на практике. Быть может, нашим де- тям удастся сделать жизнь неприкаса- емой? Война и мир Подростки всегда и во все времена кри- тикуют тех, кто идёт впереди, шпыняют старших в спину. Только почему-то, становясь членами взрослого обще- ства, забывают о своих юношеских устремлениях. Тема взросления также была одной из популярных. Почему её выбрала Ната- лия Питерщикова? Наверное, потому, что может без обид об этом периоде рассказать. Наташа уверяет, что сама взрослеет безболезненно, родители поддерживают её во всём, в том числе и в желании после гимназии уехать в Бе- лоруссию изучать международное пра- во или языки в Минском госуниверси- Итоговое сочинение в Липецкой области писали 4644 ученика, 144 из них получили «незачет» (чуть более трёх процентов). Всем потерпевшим неудачу будут даны ещё два шанса - 4 февраля или 6 мая 2015 года они могут переписать сочинение. Изложения в регионе выбрали 153 выпускника, успешно справились с работой 151 из них

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz