Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
41 год культуры В Е Р Н И С А Ж наелся «самой невообразимой гадо- сти» и серьёзно заболел. Звук «р» нау- чился говорить, подражая крику воро- ны, а хорошо плавать стал благодаря переправе через реку Вятку вместе со стадом коров, за хвост одной из кото- рых он, плывя, крепко держался. После окончания средней школы Ча- рушин отправляется в Петербург и по- ступает в заветную для каждого, кто избирает профессию художника, Ака- демию художеств. Здесь под руковод- ством блистательных педагогов он в совершенстве овладевает художниче- ской «грамотой» и ещё больше укре- пляется в выбранном им пути анима- листа, на котором ему суждено было совершить множество открытий, стать единственным и неповторимым масте- ром. Художественный метод Евгения Чарушина замечателен: он показывает животное вне среды обитания. Худож- ника частенько укоряли за практиче- ски полное отсутствие пейзажных фо- нов. Однако изображение настолько самоценно, что не нуждается ни в ка- ком дополнительном визуальном под- креплении. – В экспозиции мы постарались пока- зать самые «хитовые» экземпляры ав- торства Евгения Ивановича, – продол- жает экскурсию по залам Полина Мат- виец. – Убеждена, каждый помнит с детства строки Самуила Маршака: «Эй, не стойте слишком близко, я – тигрё- нок, а не киска». Так вот, тот самый ти- грёнок, послуживший иллюстрацией, можно уже сказать к крылатой фразе, перед вами. Именно таланту Чарушина мы обязаны невероятной в своём роде серии изображений к циклу стихотво- рений «Детки в клетке». Кстати, со сти- хами связана отдельная любопытная история. Маршак взял довольно про- стую песенку американского автора и переработал её – да так, что его версия заставила всех позабыть про оригинал! Тигрёнок стал настоящей знаменито- стью! Он сумел завоевать сердца детей и взрослых, изображение в своё время печатали на фланелевых простынях, а в отделах игрушек огромным спросом пользовался плюшевый мягкий тигр, повторяющий черты рисунка. Почему мы можем так подолгу любо- ваться и умиляться его «Томкой», «Тю- пой» и «Тигрёнком», до слёз смеяться над проделками хитрых насекомых и птиц из «Первой охоты» или героев рассказа «Щур»? Первое и главное, что направляло его карандаш, – трепетное отношение к животным. «Я исключи- тельно люблю животных…», – говари- вал Чарушин, а на вопрос: «Почему у вас так хорошо получаются звери?» – отвечал: «Не знаю, просто я их очень люблю». Для Евгения Чарушина все животные были немного как дети. Че- ловек отвоевал себе главнейшее место в мире, а потому, как полагал худож- ник, он просто обязан заботиться о братьях меньших. Иначе и быть не мо- жет – кто сильнее, тот и должен быть защитником, а никак не наоборот… В доме уже давно повзрослевшего Чару- шина всегда жили животные: охотни- чьи собаки, птицы, кошки, которые были истинными «друзьями сердца» художника. Другое, очень важное для анималиста качество, которым обладал Чарушин, – умение наблюдать и стараться пони- мать зверя или птицу. Характер и со- стояние животного выражены в пове- дении, внешности. Если быть внима- тельным, то несложно почувствовать: животные, как и люди, бывают весёлы- ми и энергичными или флегматичны- ми, надменными или, напротив, общи- тельными, добродушными или же злы- ми, могут пребывать в плохом или хо- рошем настроении, быть даже стеснительными. Зверь насторожен- ный не похож на спокойного, рассла- бленного. Каждое животное обладает лишь ему присущей «мимикой», и Ча- рушин сетует, что далеко не все люди способны её верно понимать. Худож- ник описывает случай, когда учитель, показывая детям изображённую на ри- сунке собаку, охарактеризовал её как № 4 (282), 27 января – 2 февраля 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz