Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
39 год культуры И М Я ствола». Похожие мысли и в эссе Замя- тина «Омоих жёнах, ледоколах и о Рос- сии», где Россия ассоциируется с мощ- ным, неповоротливым ледоколом, «движущимся вперёд странным, труд- ным путём, не похожим на движение других стран, её путь – неровный, она взбирается вверх – и сейчас же прова- ливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется разрушая». Поэто- му, догадывается художник, «русскому человеку нужны были… особенно креп- кие рёбра и особенно толстая кожа, чтобыне быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который исто- рия бросила на его плечи. И особенно крепкие ребра – «шпангоуты», особен- но толстая стальная кожа, двойные борта, двойное дно – нужны ледоколу, чтобы не быть раздавленным сжавши- ми его в своих тисках ледяными поля- ми. Но одной пассивной прочности для этого всё же ещё было мало: нужна осо- бая хитрая увертливость, похожая на русскую «смекалку». Как Иванушка- дурачок в русских сказках, ледокол только притворяется неуклюжим, а, если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке – вы увидите, что очертания его стального тела круг- лее, женственнее, чем у многих других кораблей. В поперечном разрезе ледо- кол похожна яйцо – и раздавить его так же невозможно, как яйцо рукой. Он пе- реносит такие удары, он целым и толь- ко чуть помятым выходит из таких пе- ределок, какие пустили бы ко дну вся- кий другой, более избалованный, более красиво одетый, более европейский ко- рабль». Параллель между Россией и кораблем, на постройку которого издавна шёл строевой сосновый лес, глубоко укоре- нена в художественном творчестве За- мятина и связана с функционировани- ем в нём сквозного образа человека-со- сны, символизирующего физическую и нравственную крепость народную. Об- раз человека-дерева, изначально фоль- клорный, присутствует в собиратель- ном портрете «одинаковых – из сосно- вой коры» мужиков, с «шершавыми» – из той же коры руками. Этот образный ряд органично вплетён в символическое изображение образа России – соснового бора, с горящими «восковыми свечами в корявых зелё- ных руках», с «прозрачными медовы- ми слезами», медленно стекающими «по заскорузлым крепким стволам», с «белоголовым медведем» Мареем, с рыжей, как сосновая кора, Пелькой. В этом бору, «дремучем, кондовом», ра- стёт и Марья-сосна из рассказа «Кря- жи», которую «сек со всего плеча» бо- гатырского Иван в надежде, что вот «сейчас подкосится, сломится, падёт на коленочки и жалостно скажет: «Ой, по- корюсь, ой, Иванюша, помилуй…»». Образ могучего соснового бора – одна из вариаций магистральной для худо- жественного творчества Евгения Замя- тина темы богатырской России. «Дре- мучий, кондовый, с берлогами медве- жьими, с крепким грибным и смоля- ным духом, с седыми мохнатыми мхами» сосновый бор – это символ России, её духовных традиций, культу- ры. Это знак её неисчерпаемости и не- уничтожимости: «Видал (бор) и желез- ные шеломы княжьих дружин, и куко- ли скитников старой настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек. И – мимо, как будто и не было, и снова: синие зимние дни, шо- рох снеговых ломтей – сверху по су- чьям вниз, ядреный морозный треск, дятел долбит…». Это незыблемая константа России, её природно-ландшафтный эквивалент, образное воплощение идеи её природ- но-космической органичности и са- модостаточности: что только не видел на своём долгом веку могучий русский бор – «и мимо», как ненужная шелуха, как отболевшая короста. И только она, Россия-бор, остаётся незыблемой и несокрушимой. В этом – историче- ский оптимизм Замятина, берущий начало в трепетном и нежном чувстве любви к своей России, в горячей вере в её безграничные возможности, в на- дежде на её великое будущее. В этом непреходящая сила писателя Замяти- на, чьё творчество являет собой са- мую прочную и надёжную духовно- нравственную ограду, за которой только и возможно «душу сохранить свою русскую…». . Надежда КОМЛИК, профессор ЕГУ имени И.А. Бунина «Синие зимние дни, шорох снеговых ломтей – сверху по сучьям вниз, ядреный морозный треск, дятел долбит; жёлтые летние дни, восковые свечи в корявых зелёных руках, прозрачные медовые слёзы по заскорузлым крепким стволам…» Юрий Анненков. «Портрет Е. Замятина» № 4 (282), 27 января – 2 февраля 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz