Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

16 мание правоты собственного метода. Его воспитательная система – это ре- зультат многолетнего труда. Он пришёл к выводу, что без доверия к ребёнку, без уважения к нему, без создания ситуации успеха невозможно вырастить лич- ность. Школьники доверяли учителям, учителя – ученикам. – У нас сразу же появились группы осо- бого доверия. И нам всем было важно попасть в число учеников, которым так доверяли, – рассказывает Наталья Ана- тольевна Руднева. – Для этого нужно хо- рошо учиться, принимать правила жиз- ни в школе и помогать учебному процес- су. Нам доверяли школьное оборудова- ние, подготовку к урокам, мы были активистами школьного самоуправле- ния. И при этом у нас имелись «льготы». Никому из учителей не понравится, если ученик не выучил домашнее задание. Если такой казус случался с кем-либо из нас, учителя давали возможность до- учить заданное на следующий день. Они понимали, что доверенный ученик обя- зательно исправит недочёты. За хорошее поведение, учёбу, активность нам даже полагались дополнительные выходные! И когда ребёнок такого доверия лишал- ся, приходило осознание, что за ошибки нужно платить. Такое вот воспитание кнутоми пряником. Это и есть часть вос- питательной системы Вячеслава Алек- сандровича Котельникова. При этом с первых дней существования школы формировался культ знаний. Нам всем давали понять, что при желании можно достичь любых вершин. – В каждой из нас Котельников оставил большой отпечаток. Учитель Вячеслав Александрович был от Бога, – вздыхает Валерия Кушникова. – Он был очень ин- тересной, однозначно неординарной личностью. Мы перенимали его мир, и он становился нашим. Пять лет мы идём по проторённой учителем дороге, но уже без него. Начало положено. Главное для нас – следовать намеченным курсом. Так вышло, что и Наталья Анатольевна Руднева, и Валерия Петровна Кушнико- ва практически не покидали стен род- ной гимназии. Каждая с семнадцати лет начинала здесь свой профессиональный путь. И если Наталья Анатольевна стре- милась стать педагогом, то Валерия Пе- тровна мечтала заниматься математи- кой. Но в Воронежский госуниверситет на факультет прикладной математики и информатики поступила её дочь, испол- нив мамину мечту. Сама же Валерия Пе- тровна сначала поучилась в ЛГТУ, а за- тем перевелась на физмат ЛГПУ. В их трудовых книжках только одна за- пись – гимназия№64. Сам же Вячеслав Александрович сменил не одну школу. Поэтому к «своей» пришёл уже во все- оружии. – Ольга Сергеевна, гимназия создавалась в переломное время для нашей страны. Какое тогда, в разломанном мире, Вяче- славу Александровичу виделось будущее своего детища? – Время дляшколы было действительно страшное. Отсутствие кадров, неста- бильность педагогического состава в связи с непростой экономической ситу- ацией в стране. У нас всё получилось благодаря твёрдой и мудрой позиции нашего директора. Вячеславу Алексан- дровичу нужны были единомышленни- ки, и они у него были. Был создан инсти- тут доверия учеников и учителей. Весь наш коллектив сплотился вокруг глав- ного вопроса – формирования культа знаний у учеников. Нам было важно со- хранить лучшие традиции российской и советской школы в современном мире. К тому времени Котельников уже чет- верть века проработал учителем, дирек- тором, заведующим городским отделом образования. Ему доверяли безогово- рочно. Кстати, будучи чиновником, то есть главным городским педагогом, он из школы не ушёл. Утром проводил уро- ки физики в школе № 9, а потом мчался на совещания или заседания. Он не мыс- лил своего существования без детей, своих учеников. Вячеслав Александро- вич был настоящим фанатом физики. Но при этом понимал, что в столь пере- ломный период делать ставку только на физико-математическое образование нельзя. Так в нашейшколе появилась гу- манитарная составляющая. И такое сое- динение было делом непростым. Мы пошли по пути формирования языково- го образования в гимназии. Через год после создания у нас появился ино- странный язык в начальной школе. Мы работали по учебным планам специали- зированных московских школ, приспо- сабливали их возможности к нашим. Мы первыми в области ввели трёхязы- чие (немецкий, английский, француз- ский языки), так называемый языковой плюрализм. При этом в гимназии много внимания уделяли воспитанию. Именно Вячеслав Александрович был инициа- тором формирования в регионе особой воспитательной системы. За смотр строя и песни его очень сильно критико- вали, а мы не сдавались и бережём воен- но-патриотическое воспитание до сих пор. Мы стараемся донести до сознания каждого ребёнка важность этого меро- приятия, нам необходимо, чтобы па- мять о наших героях-победителях со- хранялась. Котельникова вообще всегда много «били», как бьют всех новаторов. Другой человек, может быть, и не вы- держал бы того натиска. А Котельников выстоял. Его школа стала надёжным оплотом воспитания и образования де- тей. – Как вам кажется, такая стойкость была присуща Котельникову в силу личност- ных качеств или же потому, что был он ребёнком войны, познавшим, как и всё поколение, неимоверные тяготы? – Характер Вячеслава Александровича, безусловно, формировался в тяжёлых послевоенных условиях. Но он был уве- рен в правоте собственного дела – отсю- главная тема Д Е Н Ь У Ч И Т Е Л Я № 40 (318), 29 сентября – 5 октября 2014 г. Нам песня строить и жить помогает. . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz