Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
45 год культуры В Ы С ТА В К И – Андрей, ваша выставка удивля- ет эклектикой. Вы вроде бы художник, твёрдо стоящий на ногах, но эксперимент с формой, судя по всему, не даёт вам по- коя. Здесь и натюрморты, и копии произ- ведений мастеров прошлого, и даже дра- ка… Такое ощущение, что вы к нам впо- пыхах собирались. – Я постарался ото- брать для выставки те работы, которые ещё не демонстри- ровались в Липец- ке. Большинство – из последних цик- лов. Привёз то, что лучше всего, на мой взгляд, соответ- ствовало камерной атмосфере Дома Мастера. Очень хотел привезти кар- тину, созданную по мотивам романов- ской игрушки, но не успел доделать. – Вот это да! Романовская игрушка – гор- дость липецкого края! Неожиданно, что для уроженца Тульской области именно липецкий сувенир послужил источником вдохновения. А в чём ещё вы находите питательную среду для творчества? – Работы у меня все разные, но име- ют (по крайней мере, для меня) одни и те же корни. Как-то довелось озна- комиться с исследованием античной изобразительной традиции. Автор по- степенно подходит к мысли, что исто- ки европейского и современного ми- рового искусство – именно в архаике. Посмотрим хотя бы на роспись: ока- зывается, древнегреческие и русские мотивы очень и очень перекликаются. Знаете, я бы искренне желал сохранить такую преемственность вопреки силь- нейшему давлению, которое классиче- ская изобразительная традиция испы- тывает извне. Я держусь своих корней. – В таком случае, что бы вы мог- ли назвать своим? Если рассу- дить, то ваше – это те полотна, которые сегодня представле- ны на суд зрителя. Но каждый волен интерпретировать их по- разному… – Согласен, интерпретация – дело сугубо индивидуальное. Однако у меня сложился свое- образный совокупный куль- турный код: что-то беру из на- следия китайских философов и поэтов, что-то из Древней Гре- ции, что-то из дохристианской и христианской Руси, да и из Европы многое взял. Технический про- гресс способствовал большому и траги- ческому излому в искусстве, и люди пока даже не осознают всю серьёзность и фа- тальность происходящих процессов. Я вообще склонен усматривать в них пред- течу и опасность новых Средних веков. Поэтому-то и стремлюсь синтезировать всё лучшее, исконное. – В чём опасность? В отдалении челове- ка от природы? – От природы мы бежим уже давно. Но людям без природы не прожить, ибо в ней – гармония! В чём была прелесть истинной народности? Народ более не- посредственно воспринимал окружа- ющий мир, народ – синоним открыто- сти, наивности, доброты. Эти чувства на протяжении долгого времени бессо- вестно эксплуатировались. Народность выставили на посмешище. Как можно?! Ведь народ – это крестьянство, это жиз- ненный уклад. Западная культура вы- теснила уважение к исконной тради- ции. Сегодня мы можем наблюдать это повсеместно: например, в кино. Кино в современном мире – наиболее влия- тельный источник информации. И при- том кино – самый молодой, несформи- рованный до конца вид искусства. Куда более совершенен языкживописи, язык классической музыки, но этот язык ста- новится вымирающим видом. – Я бы поспорил. Возьмём театр с его древнейшей историей, ведущей своё ле- тоисчисление с античной Греции. Заме- тим, так же, как и изобразите льное ис- кусство, начавшееся с наскальных рисун- ков. Театр жив и прекрасно себя чувству- ет. Язык его актуален и понятен. – Знаете, почему? Театр сумел влиться в современную жизнь, которая и есть поле деятельности драматурга. Акаде- мическая живопись выброшена на обо- чину – историзм, классические мето- ды, философия оказались невостребо- ванными. Выхватить момент из жизни, выразить его… – Но ведь изобрелиже жанр фотореализ- ма! К нему можно по-разному относиться, но фотореализм схватывает, фиксирует! – Фотография хороша сама по себе. Повторять фотографию – великая глу- пость. У фотографа – свой язык, у ху- дожника – свой. Да, я тоже пользуюсь фотографией, но как наглядным мате- риалом. Художник должен выдавать результат изнутри, доставать краски и бросать их на холст прямо из себя! – Копнём глубже. Вы утверждаете, что язык классической живописи вымирает. Но язык жив до тех пор, пока на нём го- ворят. Получается, что несовременен сам художник, избирающий такую систему знаков (семантическую систему) для ди- алога с миром? – Вы отчасти правы. Проблема – в сла- бости художников, в их нежелании дер- зать, в их инертности. Нужно не толь- ко обладать умением, но и идти против правил. Только в подобном союзе за- рождается новое и прекрасное. Нель- зя бояться рисковать. Вспомним, ка- кой застой царил в итальянском искус- стве передКараваджо! Он внёс новизну, свежее дыхание, полностью изменив и преобразив мир живописи! Мы же, к сожалению, столь мощной фигуры или течения не видели очень давно. Вот по- является новая модель телефона, ком- пьютера или автомобиля – это человек XXI века чувствует. Есть потребность, чтобы нечто подобное начало проис- ходить с живописью. Только тогда изо- бразительное искусство докажет своё право на существование. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фоторепродукции) Андрей Чукин. «Букет» Андрей Чукин. «Гранаты» № 38 (316), 15 – 21 сентября 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz