Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

44 год культуры В Ы С ТА В К И И не важно – новая ли она на самом деле или ретроспективная, – Сальни- ков одинаково прекрасен. Добавить к этому, в общем-то, нечего. Я в данном случае пристрастен, поскольку Евге- ния Павловича очень ценю – и как про- фессионала, и как живописца, и как че- ловека. Мой восторженный тон, к сча- стью, могут разделить многие, – к тому же и выставка свежая получилась выше всяких похвал. У Сальникова, как во- дится, сочетаются звонкие молодые краски, безудержное юношеское вооб- ражение, детская свобода, открытость, пристрастие к игре и – мудрость ви- дения, глубина душевного опыта. Ему подвластны все жанры живописи. Но на холст, на картон, на оргалит Саль- ников переносит не то, что существу- ет в реальном мире, а собственные ко- лористические фантазии, свежие, сме- лые, романтичные композиции, ведь, по словам мастера, «создавать свою ре- альность в искусстве интереснее, чем имитировать визуальный мир». Как невозможно сымитировать разма- шистый озорной мазок Евгения Павло- вича Сальникова, так не под силу про- стому смертному перещеголять в кра- соте слога Андрея Рюриковича Ло- моносова , старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Липец- кого педагогического университе- та . – Моё ощущение творчества Саль- никова – очень цельное. Евгений Павлович – ма- стер крайне эмо- циональный с ярко выраженными чер- тами романтического мироощуще- ния. Как художник он сформировался в 1960-х годах. Та эпоха порождала в со- временниках невероятно мощную эмо- циональную проекцию будущего, жиз- ни. Вот именно в этом смысле Сальни- ков, безусловно, остаётся шестидесят- ником, и чем бы он ни занимался, эти шестидесятнические истоки безоши- бочно угадываются. Что касается жи- вописи Евгения Павловича, она очень свободна, богата ассоциациями, деко- ративна – в лучшем смысле. Не буду- чи театральным художником, тем не менее Сальников наделяет свои рабо- ты удивительной сценографичностью, добиваясь интереснейшего эффек- та «естественной экспрессивности». Таково свойство творческой натуры Сальникова – нежелание «направлять» визуальный поток в русло некой тема- тической тенденции. При этом отношение к окру- жающей среде – отноше- ние художника, живущего в мире вполне определён- ных, сложившихся эсте- тических представлений о действительности. Такая творческая свобо- да в сочетании со сформи- рованностью, устойчиво- стью эстетических пред- почтений глубоко симпатична мне как зрителю. Для меня работы Сальникова – не портреты, не пейзажи и натюрмор- ты, а единое художественное простран- ство «внутреннего театра». Если гово- рить о неповторимой интонации, то она проходит через все этапы творче- ства, хотя черты этапности, несомнен- но, присутствуют. К чему бы ни обра- щался живописец, художественный язык сохраняет внутреннюю последо- вательность, преемственность обра- зов. Я бы отметил и ритмическую со- ставляющую живописи Евгения Пав- ловича: и композиционный, и колори- стический ритм. Совсем ненавязчиво Сальников приглашает посетителя вы- ставки к игре – тут снова проявляет- ся склонность к театральности, что, в свою очередь, служит замечательным отражением парадигмы «искусство как театр» в названии – «Создавать свою реальность…». Созидание мира, продуцирование ху- дожественной реальности – то, что максимально выражает потребность художника и степень его творческой свободы. Живописцу уже без мало- го восемьдесят лет, но он обладает по- трясающей продуктивностью. В экспо- зиции мы можем видеть картины, да- тируемые исключительно 2014 годом, но это далеко не всё, что написал ав- тор за указанный период. Экспозиция прекрасно иллюстрирует, что художе- ственная свобода – не фантом, а та мера реальности, которую позволяет себе художник. Если он в ней живёт, то она абсолютно убедительна и для зрителя. Семантика современного бытия Завершаем культурную триаду выстав- кой, открывшейся в Доме Мастера. «Персоналка» туляка Андрея Чукина – блюдо на любителя винегрета. Но, ра- зумеется, винегрета в самом благород- ном смысле. Будь экспозиция плохой – зачем нам тогда про неё писать?! Одна- ко в паре десятков полотен живописец, кажется, умудрился уместить чуть ли не всё, что ему самому близко в изобрази- тельном искусстве. Андрей Чукин – художник рассуди- тельный. Его мысли воплощаются не только в картинах, но и в его взгляде на действительность. Поиск языка или спасение языка классического изобра- зительного искусства – вот, пожалуй, краеугольный камень всех размышле- ний живописца. Он мучительно пере- живает столкновение фундаменталь- ных для искусства понятий и принци- пов и современности. В романовской игрушке (да-да, не удивляйтесь!) Ан- дрей видит символизма больше, чем в большинстве произведений современ- ного кинематографа. О судьбах живо- писи в высокотехнологичном мире – в нашей беседе с нашим тульским го- стем. Евгений Сальников. «Автопортрет» Евгений Сальников. «Поворот» № 38 (316), 15 – 21 сентября 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz