Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
43 год культуры В Ы С ТА В К И ны, они изобилуют деталями и тон- костями. Каждый эпизод, деталь так же важны, как и целое, – к этому ма- стер относился с огромным почтением. Мягкость, бархатистость офорта в ис- полнении Доброва пленяет нас, мы ви- дим за изображением истинную кра- соту, душевное тепло. Выставка, кото- рая до прибытия в Галерею Назарова демонстрировалась в знаменитой Тре- тьяковке, называется «Забытый клас- сик». Мне такое название кажется весь- ма точным и справедливым, поскольку МатвейДобров владеет методами клас- сической школы, но великим и знаме- нитым не стал. Он не был угоден совет- ской школе искусства. Его несправед- ливо приравнивали к формалистам – именно из-за замкнутости на офорте. – Но ведь в его работах столько жизни, столько мудрости и… доброты?! – Верно, он рисовал семью, растения, животных. Кстати, ещё при жизни Матвея Алек- сеевича признавали бле- стящим анималистом. Бесспорно, не менее хо- роши его пейзажи. На- верное, в то время про- сто требовалась громкая, весомая, значимая тема. Возможно, и собственная скромность, которая, по словам современников, неизменно отличала До- брова, не позволяла ему рваться вверх, переступая по головам. Без преувеличения, все его устремления и амбиции лежали исклю- чительно в профессиональном поле. Тем не менее общественная жизнь ху- дожника была довольно активной: он участвовал в разных сообществах в на- учной, собирательской среде. Сфера научных интересов, разумеется, опре- делялась увлечением офортом в са- мом широком смысле: Добров изучал эту сложную и оригинальную технику с самого её зарождения и считался экс- пертом в художественных кругах. Мат- вей Алексеевич преподавал в гимнази- ях, на естественных факультетах МГУ, в Суриковской академии. И сам любил учиться. Например, прослушал курс лекций по археологии – самой древ- ней, относящейся к палеолиту. А потом создал серию несравненных графиче- ских листов с изображениями живот- ного и растительного мира того време- ни. С точки зрения научной достовер- ности, график неукоснительно следо- вал точности в воспроизведении живой среды– таков был его принцип. Приме- чательно, что на выставках работы До- брова не сливались с другими реали- стическими произведениями, но всегда выделялись филигранностью испол- нения. И, конечно, высочайшей куль- турой. Речь идёт о внутренней культу- ре творца, которая не даётся каждому. Здесь можно вспомнить о семьеМатвея Алексеевича. Он происходил из среды, которая объединяла в себе, с одной сто- роны, научную ветвь (по отцу, потомку врачебной династии), а с другой – ду- ховенство (мать Доброва родилась в семье священнослужителей). Соеди- нение научной мысли и духовности и дало столь благодатные всходы. – Думается, что жить в Советском Союзе с таким непролетарским происхождением, а уж тем паче – афишировать его, было не особенно просто. – И, несмотря на это, Матвей Алексее- вич пронёс через всю свою биографию глубокое религиозное чувство. Вгля- дитесь: экспозиция будто рассказывает судьбу Матвея Доброва – очень благо- родного, культурного, скромного и ин- теллигентного человека, для которого такая тихая жизнь была необыкновен- но ценна. Посмотрите, сколько разных мотивов можно найти в произведени- ях если бы художник принялся бы раз- вивать и форсировать всего лишь одну из тем, к которым он прикоснулся, ему хватило бы на всю его долгую карьеру в искусстве! Но для Доброва мир – мно- гообразен и интересен, он попросту не мог отказать себе в том, чтобы прикос- нуться к красоте и совершенству миро- здания. Художественная свобода – не фантом Другой герой нашего сегодняшнего ху- дожественного тура по галереям – хо- роший знакомый липецких цените- лей изобразительного искусства. Ма- неру и стиль заслуженного художника России Евгения Павловича Сальнико- ва можно любить, а можно ненавидеть – дело вкуса. Одно остаётся неизмен- ным: Центр изобразительных искусств по сложившейся традиции открывает свой очередной, седьмой, выставочный сезон в сентябре экспозицией Маэстро. Каждый сентябрь будто благодать схо- дит: новая выставка Сальникова. Про- пустить её считается плохим тоном. Матвей Добров. «Скачки» Матвей Добров. «Переславль-Залесский. Базарная площадь» № 38 (316), 15 – 21 сентября 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz