Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

42 год культуры В Ы С ТА В К И В разнообразии – сила! Сентябрь – такой разный… Переход от жёлто-зелёного летнего зноя и неги в пурпурно-хмурые тона осени хотя и радует глаз, но столь же неотвратимо влечёт за собой тоску по уходящему теплу. Скрасить последние погожие деньки перед вступлением в сонно-унылый октябрь помогут три прекрасных художественных выставки, которые работают сейчас в Липецке Евгений САЛЬНИКОВ. «Белые и чёрные ирисы» Л юбители порадовать глаз сочной краской, внима- ние! Для вас – разнообра- зие пикантных визуаль- ных яств, употребить ко- торые в один присест может оказаться вредным для зрения: перенасытитесь. Поэтому предлагаю выбрать экспози- цию по вкусу – в зависимости от того, хотите ли вы отведать тёплого пряно- го глинтвейна с шоколадным пирож- ным, насладиться тропическим коктей- лем с ромом и авокадо или предпочтё- те бокал терпкого сухого вина с сыром «дор блю». Три экспозиции, о которых мы сегодня расскажем, абсолютно раз- ные на вкус. Смешивать не рекоменду- ем. Смотрите в разные дни. Добров – от слова «добро» Начнём, пожалуй, с наиболее изыскан- ного блюда. Лакомство для гурманов предлагает ГалереяНазарова. Туда пря- миком из Третьяковской галереи пожа- ловала уникальная экспозиция «Забы- тый классик». Возможно, имя Матвея Доброва (1877-1958) хорошо известно искусствоведам, но, к сожалению, ши- рокая публика знает о великом мастере русской гравюры первой половины XX века крайне мало. Честно признаюсь, я испытываю особую любовь к офорту и офортистам – ведь их труд, действи- тельно, нелёгок, а уж добиться в сво- ём ремесле виртуозности – вообще да- ётся единицам. Так вот, офорта, подоб- но тому, который создавал Добров, мне видеть ещё не доводилось никогда. Из- далека можно подумать, что эти неж- ные листы и вовсе акварель. Однако не всё так просто. Получив фундаментальное классиче- ское художественное образование, До- бров всю жизнь самосовершенство- вался в искусстве, экспериментировал и искал. Художественное мастерство он понимал как совершенство техни- ки исполнения и свободное владение инструментами рисования, гравиро- вания, живописи. Матвей Алексеевич был замечательным, тонким рисоваль- щиком, виртуозно использовал в своём творчестве самые различные графиче- ские техники. Но главной своей худож- нической задачей Добров считал рас- пространение в России интереса к гра- вюре на металле, особенно к технике офорта. Гравюра-офорт не вырезает- ся острым инструментом на металли- ческой доске, а вытравливается хими- ческим способом. Способов этих мно- го: можно создать нежные, прозрачные оттиски с доски или – драматические, эмоционально напряжённые. За полве- ка работы Матвей Алексеевич стал вы- дающимся офортистом. Вместе с кон- сультантом Галереи Назарова искус- ствоведом Татьяной Ивановной Нечаевой мы переходим от одной ра- боте к другой, следуя по стопам творче- ского пути «Забытого классика»… – Татьяна Ивановна, работы Матвея До- брова – поистине произведения искус- ства. Учитывая, что ему довелось пере- жить две войны, смену эпох, в том числе и в искусстве, его творчество – вне вре- мени. Притом, что кое-где встречаются сюжеты социалистического быта, соцре- ализмом, с позволения сказать, и не пах- нет. Напротив, испытываешь ощущение чего-то вечного, большого, пусть и в ма- лой форме. – Действительно, соцреалис тиче - ских задач перед творцом не стоя- ло, он был выше условностей, на- вязываемых иде- ологией. «Отвер- теться» от соот- ветствующих тем советскому худож- нику было непросто, но Добров ставил перед собой задачи, связанные с ис- полнением композиции, передачей сю- жета через соединение разных техник офорта. Матвей Алексеевич был увле- чён, прежде всего, офортом и позна- нием его бесконечных выразительных возможностей. Добров – до крайно- сти подробен, его листы – реалистич- № 38 (316), 15 – 21 сентября 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz