Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

36 Официальная русская певица Среди липецко-воронежско-москов- ско-всероссийской многоголосицы, среди уже знакомых имён и фамилий вдруг, как зажжённый огонёк от боль- шой свечи, – человек Года штата Ва- шингтон Юлиана Светличная. Вышед- шая на сцену в костюме соседней Кур- ской губернии, подданная Датско- го королевства, Юлиана пела со своим педагогом, профессором Московской консерватории Вячеславом Михайло- вичем Щуровым, и совершенно не вы- глядела иноземной гостьей. – А отчества у меня уже давно нет, – огорошила при знакомстве Юлиана. – Много лет назад, когда получала дат- ский паспорт, его лишилась. Если по- русски, то меня зовут Юлиана Владис- лавовна. И липецкая земля для меня – не чужая. Наша фамилия по отцу – Чепрасовы. Папа родился в Грязях. А я – в Москве. И была типичной город- ской, столичной девчонкой, увлекалась музыкой с трёх лет, к четырнадцати го- дам уже перепробовала себя в разных музыкальных жанрах, даже хеви-ме- талл играла. В 1986 году впервые услышала насто- ящую русскую песню, не в исполнении Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец или хора Пятницкого, а из уст народ- ной исполнительницы. Но когда меня саму пригласили встать в круг и попеть, воскликнула: «Русские народные – ни- когда!». Вскоре я уже стояла в кругу, но мне было так стыдно, особенно, когда мальчики приходили на репетицию. А начали мы заниматься фольклором в ансамбле хора имени Локтева при мо- сковском Дворце пионеров не потому, что уж очень захотели. Просто в то вре- мя наш коллектив собирался в Болга- риюна фестиваль, но нас туда не хотели пускать, мол, без народной составляю- щей мы не можем представлять Россию за рубежом. Так в моей жизни впервые возник фольклор, который стал и увле- чением, и профессией, и смыслом мо- его существования... А спустя какое-то время мы всей школой поехали в тру- довой лагерь под Лебедянь, собирать в совхозе «Агроном» яблоки и сморо- дину. За работой какие только песни не перепели с подругами, а потом затяну- ли наши, русские. Смотрим, а вокруг нас целая толпа собралась, в основном местные жители. По их настоянию мы даже организовали агитбригаду и вы- ступали на полях перед труженика- ми совхоза в обеденный перерыв. Это было незабываемое время! Я тогда в первый раз уехала из Москвы, побыва- ла на родной для меня земле, поработа- ла на ней и впервые выступила как ар- тистка именно здесь! Нужно уметь следовать за своей судь- бой. Юлиана её услышала и, подат- ливая, как разогретая глина в руках скульптора, стала принимать всё, что готовила ей жизнь. Её первые фоль- клорные экспедиции случились в со- ставе фольклорно-музыкального те- атра «Братчина» под руководством Ирины Алексеевны Набатовой, уче- ницы профессора Щурова, с которым Юлиана ещё не была знакома. Тогда же были и выходы на сцену знаменитой Таганки, театра имени Станиславского – с ними «Братчина» сотрудничала. А ещё – участие во впервые официально отмечаемом в Советском Союзе в 1991 году праздновании Рождества Христо- ва на Васильевском спуске. Затем Юлиана поступила в высшее му- зыкально-педагогическое училище имени Ипполитова-Иванова, где у зна- менитого педагога ТатьяныАнатольев- ны Синициной училась в одной группе с Жанной Агузаровой. Спустя некото- рое время Жанна сначала покорит рос- сийский рок-олимп, а затем станет мар- сианкой. Юлиана же отправится в ска- зочный город Копенгаген… на долгие 12 лет. Но при каждом удобном случае она будет приезжать в Россию, и не по- тому, что без Родины не сможет жить. А потому, что не выдержит без этно- графических экспедиций. Даже имея на руках двух маленьких дочек – всег- да будет хоть на месяц, но вырываться из столицы Дании куда-нибудь на Ал- тай или в Белгородскую область, чтобы пополнить закрома своей фольклор- ной копилки. – Фольклор в Дании почти не сохра- нился, – констатирует Юлиана. – И во всём «виновато» обучение грамотно- сти. С 1812 года все подданные датско- го короля должны были учиться. И тог- да все песни стали переноситься на бу- мажные носители, да и религия спо- собствовала тому, чтобы народная культура вытеснялась церковной. Се- годня традиционная музыка – это со- провождение танцев. Скрипка стала для них народным инструментом. Так что богатейшая культура великих ви- кингов угасает. Что Юлиана будет делать со своим фольклором в Дании, она слабо себе представляла. Но помог случай. Од- ной большой совместной российско- датской судоходной компании пона- добилась на корпоративной вечерин- ке русская певица, чтобы ходила она, как Снегурочка из сказки, между ёлка- ми и исполняла аутентичные песни. В датском народном календаре праздник Рождества совмещён с древним празд- неством «юль», что в переводе озна- чает «колесо». Даже Дед Мороз у них иногда звучит, как «Юлимен», что всег- да веселило Юлианиных друзей. И вот на праздновании этого самого «юля» Юлиана и должна была выступать. –На такие корпоративы категорически не приглашаются супруги, – улыбает- ся Юлиана. – В Дании после «Юля» на- блюдается всплеск разводов и рожда- емости. Всегда собранные и правиль- ные, датчане в праздник позволяют себе многое – так они расслабляются. № 38 (316), 15 – 21 сентября 2014 г. Р У С С К И Й М И Р общество Юлиана Светличная с учителем, профессором Вячеславом Михайловичем Щуровым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz