Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
39 год культуры В Ы С ТА В К А Также ей приписывается заступничество во время войны со шведами в начале XVII века. Чрезвычайную роль в русской истории сыграла икона «Богоматерь Фёодоровская». Счита- лось, что именно она помогла умолить будущего царя Миха- ила Фёдоровича занять русский престол. В период Смутного времени прославилась также икона «Богоматерь Казан- ская», находившаяся у князя Пожарского. Образ Богоматери – неотъемлемая часть высокого русского иконостаса. Икона «Богоматерь Воплощение» или тронный образ Богородицы с Младенцем на коленях – центральный в пророческом ряду иконостаса, богородичный образ обяза- тельно присутствовал и в местном ряду. В период позднего средневековья формируются сложные ал- легорические образыБогоматери, названия которым давали первые строчки стихир, песнопений или эпитеты из акафи- ста. К таким иконам относится, к примеру, образ «О Тебе ра- дуется…», названный по первой строчке молитвы, сочинён- ной, как уже было упомянуто, Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Представленная на выставке икона этой иконографии является одним из самых древних памятников, она создана в середине XVI века и представляет собой развитый многофи- гурный вариант композиции. К другим распространённым изводам относятся такие иконы, как «Богоматерь Всех скор- бящих радость», «Богоматерь Неопалимая купина». Ряд иконографических типов, популярных в искусстве Ново- го времени, сформировались под влиянием западноевропей- ских памятников. На некоторых из них Богоматерь представ- лена в нетрадиционном для русских икон образе – юной, с распущенными по плечам волосами и непокрытой головой, как на иконах «Богоматерь Взыскание погибших», «Богома- терь Ахтырская». На иконографиюобраза «БогоматерьПри- бавление ума» повлияло скульптурное изображение Богома- тери Лоретской, прославленное в городе Лорето в Италии. Значительное почитание образ Богоматери находил и в ста- рообрядческой среде, где были популярны как традицион- ные иконографии, так и некоторые более сложные образы: Богоматерь «О всепетая, Мати» и «Богоматерь Огневид- ная». Заканчивает обзор чтимых на Руси образов Матери Божией икона «Богоматерь Державная», которая была обре- тена в день отречения императора Николая II от престола. Это чудо было воспринято многими как то, что теперь всё попечение о русском народе лежит на Богоматери. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) При подготовке использованы материалы научных исследований главного хранителя музея имени Андрея Рублёва Оксаны Смирновой и старшего научного сотрудника сектора хранения темперной живо- писи музея имени Андрея Рублёва Светланы Кирьяновой. Икона «Богоматерь Целительница». Вторая половина XIX века Икона «Богоматерь Солнечная». Конец XIX – начало XX века. Холуй Икона «Богоматерь Огневидная». Вторая половина XIX века № 36 (314), 1 – 7 сентября 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz