Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
43 гид Н Е П О 1 0 0 Р О Н Н Я Я В О Й Н А Плоское Елецкого уезда (ныне – село Становое Липецкой области). Он бы- стро освоил свою специальность. Ко- мандир «Моржа» старший лейтенант Владимир Владимирович Погорецкий ставил его в пример другим воинам. Несмотря на то, что в боевых действиях подводная лодка стала принимать уча- стие намного позже начала войны, она быстро завоевала себе репутацию од- ного из лучших кораблей. Судите сами. До своего последнего похода, в кото- рый она вышла 28 апреля 1917 года, на её боевом счету была целая флотилия уничтоженных и пленённых кораблей противника: 8 буксиров с баржами, па- роходы и трёхмачтовый бриг. Боевые походы В последний, девятнадцатый, поход подлодка ушла из Севастополя под ко- мандованием старшего лейтенанта Альфреда Степановича Гадона. «Мор- жу» была поставлена боевая задача: ак- тивными действиями прерывать вра- жеские коммуникации у Анатолийско- го побережья (порт Эрегли), а потом перейти к проливу Босфор и блокиро- вать его. У турецких берегов лодка начала бое- вое патрулирование. Несколько раз её атаковали немецкие гидросамолёты, сбрасывая бомбы. Но искусство коман- дира и высокая подготовка экипажа сводили на нет все усилия немецких авиаторов. «Морж» уходил невреди- мым. «30 апреля в 8 часов 10 минут русские подводники уничтожили турецкое суд- но всего в десяти милях от порта Эрег- ли. Противник наблюдал гибель кора- бля, но ничего поделать не мог. Появив- шийся немецкий самолёт сбросил шесть бомб, чем вынудил подводников срочно уйти на глубину. В 9 часов 45 минутлодка всплыла у селе- ния Алаплы в той же бухте Эрегли и уничтожила ещё одно судно противни- ка. Вызванный турками гидросамолёт вновь «загнал» наших моряков под воду. Ещё несколько раз противник обнару- живал «Моржа» у Мелен-Агджи и Са- кария, где были потоплены дватурецких парусника. Лодка была обстреляна бере- говой батареей, но сумела благополучно выйти из зоны обстрела. 18 снарядов не причинили ей вреда». Эти данные опу- бликовал Б. Лангензипен на основании изучения архивных документов Гер- манского федерального военного архи- ва во Фрайбурге. О дальнейшей судьбе подводников по- ведают документы из Российского го- сударственного архива ВМФ. 12 мая 1917 года командующий Черномор- ским флотом Александр Васильевич Колчак отправил начальнику Морско- го походного штаба Ставки Верховного Главнокомандования адмиралу Алек- сандру Ивановичу Русину телеграмму №1080/оп: «Вышедшая в очередной до- зор 28 апреля подводная лодка «Морж» стар. лейт. Гадона, до сих пор не верну- лась. Посланные на поиск эсминцы за- хватили пленных, которые показали, что первого мая видели бой подводной лодки «Морж» с немецкими гидроплана- ми у Ерегли. Вследствие этого является предположение, что лодка во время боя погибла». В рапорте командира эсминца «Гром- кий» № 1001 от 14 мая написано: «Пленные турки показали, что 4 мая двое из них были сняты русской подво- дной лодкой в районе Акче-Шары с дру- гой шхуны, которую подлодка потопи- ла. Командир этой подлодки по описа- нию пленных был похож на старшего лейтенанта Гадона, командира «Мор- жа». Через некоторое время (часа 3) в районе Эрегли в 4-х милях от берега у Акче-Шары... лодка была атакована тремя гидросамолётами, которые сбросили на неё бомбы. Лодка сначала ответила артиллерийским огнём, а по- том нырнула. Пять часов спустя после этого пленные были высажены с под- лодки на берег у Эрегли». Читая этот до- кумент, восхищаешься не только му- жеством подводников, но и их благо- родством. Остановимся подробнее на победах ге- роев-подводников. За эти победы все члены экипажа награждены Георгиев- скими крестами, а некоторые из подво- дников: артиллеристы, минные маши- нисты и мотористы – двумя. Победы героев-подводников 1915 год 2 июня – уничтожена парусная шхуна у Эрегли. 4 июня – уничтожен турецкий пароход «Эдирне» в устье Сакарьи. 5 июня – задержан и сожжён парусник с углём в устье Сакарьи. 28 июня – уничтожен парусник с гру- зом на меридиане Аладжиклара, унич- тожен пароход у пролива Босфор. 29 июня – уничтожен большой уголь- ный транспорт «Игнеада», бывший русский пароход «Ида», с грузом – 2414 тонн угля. 3 июля – уничтожены три шхуны с гру- зом: «Инает-и Бахри», «Тиджарет-и Бахри», «Хюдавендигар» в районе Ада № 32 (310), 4 – 10 августа 2014 г. «Морж» принадлежал к субмаринам нового типа, спроектированным специально для Чёрного моря. Морской министр вице-адмирал Иван Константинович Григорович утвердил проект 18 мая 1911 года, а 25 июня того же года в Николаеве в специально созданном Николаевском отделении Балтийского завода начались работы по строительству трёх подводных лодок. Срок постройки определялся в два года при стоимости каждой лодки в 1800 тысяч рублей. 11 октября 1911 года все три лодки зачислили в списки флота под наименованиями «Морж», «Тюлень» и «Нерпа». Кораблестроитель, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И. Г. Бубнов – разработчик подводных лодок типа «Морж» «Морж» , 1915 год В материале использованы иллюстрации из журнала «Морская кампания», №3 за 2006 год, который был полностью посвящён подводным лодкам типа «Морж»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz