Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
25 www.heavycars.ru № 32 (310), 4 – 10 августа 2014 г. экономика О С О Б О Е М Н Е Н И Е щих. Есть и такое мнение, что уничто- жение российской промышленности было намеренным и стало следствием поражения нашей страны в холодной войне. Как пример приводится станко- строение, являющееся становым хреб- том промышленности любой суверен- ной державы. В России прекратили своё существование 42 станкострои- тельных завода, и сейчас в нашей стра- не не выпускается ни одного отече- ственного металлообрабатывающего станка. Мог ли в таких условиях выжить Ли- пецкий станкостроительный завод? Начальник управления инноваци- онной и промышленной политики Липецкой области Владимир Лав- рентьев, курировавший в конце 1990-х – начале 2000-х годов промыш- ленность региона, к ответу на этот во- прос подходит осторожно. – Причин, по которым в то время за- крывались тысячи предприятий по всей стране, много. Причём у каждого предприятия может быть своя особая проблема, приведшая к гибели произ- водства. Я выделю лишь основные тен- денции, повлиявшие на закрытие заво- дов. Среди них главная – смена соб- ственника в широком понимании этого слова, – считает Владимир Лаврентьев. Когда всё принадлежало государству, любая продукция, выпускавшаяся в Советском Союзе, была востребована. А потом плановая экономика рухнула, и приватизированные предприятия по- лучили новых владельцев, которые стали меняться один за другим. – Все мы знаем, что происходило в ли- хие 90-е. Заводы зачастую скупали не для того, чтобы что-то производить, а чтобы делать деньги на их перепрода- же. И даже многие из тех, кто планиро- вал получать постоянную прибыль с приобретённого ими актива, к сожале- нию, не имели стратегии развития того или иного предприятия, – продолжает Лаврентьев. Так, отчасти, было и с Липецким стан- костроительным заводом. Но не мень- шуюроль в закрытии сыграло качество выпускаемой там продукции. Некото- рые до сих пор вспоминают о востребо- ванности липецкой продукции, но фак- ты беспощадны. Да, наши станки дей- ствительно были востребованы в СССР и даже поставлялись в Японию. Но японцы демонтировали из них всю на- чинку и заменяли на свою. Фактически мы экспортировали только станину. Очевидно, что в условиях открытого рынка без поставок электроники, соот- ветствующей мировым аналогам, кото- рая в России попросту не производи- лась, завод был обречён на гибель. – А закрытие завода пусковых двигате- лей и вовсе было неизбежным в силу объективных причин, – уверен Влади- мир Лаврентьев. – Завод был «заточен» исключительно на производство «пу- скачей», а в это время уже производи- лась значительно более дешевая элек- тронная замена таким двигателям. ЛТЗ и воля собственников Схожие причины повлияли и на спад производства на Липецком тракторном заводе, который не мог конкурировать на рынке тракторостроения, производя морально устаревшие 55-ю и 60-ю мо- дификации трактора. Впрочем, замена им была – ЛТЗ мог перестроиться и пе- рейти на массовое производство значи- тельно более современных моделей тракторов, разработанных заводскими конструкторами. И следует отметить, руководство области прилагало все уси- лия, чтобы сохранить завод. Что только не предпринималось для этого: и нало- говые льготы на региональном уровне были выделены, и административные рычаги шли в ход, и личные связи на высшем уровне задействовались. Руко- водство области, в первую очередь Олег Королёв, сначала в ранге главы регио- нального парламента, а потом главы обладминистрации неоднократно при- влекал к спасению ЛТЗ заместителя ми- нистра экономики России, а с 2000 по 2004 годы – заместителя министра про- мышленности, науки и технологий Сер- геяМитина. Ипервый президент России БорисЕльцинклятвеннообещалпомочь в сохранении ЛТЗ, и лидеры политиче- ских партий обещали содействие. Но все их усилия оказались безрезультатны. – Судьбу ЛТЗ определило прекращение работы располагавшегося в Ярослав- ской области Рыбинского моторного завода. ЛТЗ фактически остался без двигателей. Единственный на террито- рии СНГ производитель двигателей, от- вечающих современным требованиям, располагался в Белоруссии. Но Мин- скому тракторному заводу, похоже, не нужен был конкурент на освободив- шемся рынке, поэтому сотрудничества не получилось. Цена на белорусские двигатели была столь высока, что заку- пать их было экономически не выгодно, – вспоминает Владимир Лаврентьев. В итоге завод, как ни пытались его спа- сти, фактически прекратил своё суще- ствование, хотя и не умер окончательно: на освободившихся производственных площадях создано порядка 30 предпри- ятий малого и среднего бизнеса. А быв- ший ЛТЗ, вернее, то, что от него оста- лось, сегодня входит в ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», президентом- генеральным директором которого яв- ляетсяМихаил Болотин. Болотин фактически контролирует все тракторные заводы страны. Однако эф- фективно работает, пожалуй, только Чебоксарский. Учитывая, что Влади- Владимир ЛАВРЕНТЬЕВ: Липецкий филиал «Концерна «Тракторные заводы» находится не в самом худшем положении. Здесь сохранилось производство гусеничных тягачей. Причём, учитывая, что завод специализируется на выполнении государственного оборонного заказа, а вопросам безопасности страны сегодня придаётся особое значение, можно с уверенностью утверждать, что у предприятия есть перспективы для развития Основная продукция ЛЗГТ - самоходное гусеничное шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300В на полигонных испытаниях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz