Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

42 культура В Е Р Н И С А Ж № 3 (281), 20 – 26 января 2014 г. жиста и анималиста голландца Ван дер Дойе, знаменитых французских живо- писцев Кувассега, Курбе, жанристов ав- стрийца Шлейхера и немецкого худож- ника Форберга. В какой-то момент мы начали серьёзно заниматься расшире- нием собрания произведений пушкин- ских современников. Причём не только русских художников, но и западноев- ропейских. В томчисле и россики (этим термином в отечественной истории ис- кусства пользовались для обозначения западноевропейских художников, ра- ботавших в России в XVIII-XIX веках). Таким образом был заложен фунда- мент для выставки, которую мы пред- ставляем сегодня. Её основу составили работы австрийских, немецких, фран- цузских, английских мастеров, датиру- ющиеся периодом с XVII по вторую по- ловину XIX века. Экспозиция уже прошла крещение в нашем музее в Москве, после чего ре- шено было провезти её по музеям стра- ны. И начало пути – как раз в Липецке, после чего маршрут проляжет ещё по нескольким российским городам. – Лидия Александровна, обращает на себя внимание обилие прекрасных поло- тен неизвестных авторов. – Действительно, значительная часть работ принадлежит кисти художников, чьи имена история не сохранила. Но мы стараемся определить истинных ав- торов. Существенную поддержку в этом деле нам оказывает Государствен- ный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Полагаю, что по про- шествии определённого времени те ра- боты, чьи творцы сегодня условно не- известны, обретут наконец авторство. Работа в этом направлении ведётся. Ча- сто случается, когда анонимна изобра- жённая на том или ином портрете персо- на. Тогда нам прихо- дится вести изыскания «по установлению личности». Составля- ем иконографический ряд достоверных пор- третов предполагае- мого человека и пыта- емся сопоставить с ними то изображение, которое выдаётся за портрет этой персоны. – Какие тематические векторы вы могли бы выделить в экспозиции и можно ли считать её показательной с точки зрения репрезентации культуры и искусства той эпохи? – Безусловно! Выставка предлага- ет довольно разнообразный матери- ал. Здесь и пейзаж, и портреты – при- чём и живописные, и графические, и скульптурные. Из жанровых произве- дений обращает на себя внимание це- лая серия батальных работ. Во всех трёх залах первого этажа прослежива- ются определённые тенденции, харак- терные для искусства XVII-XIX веков. Так, в первом зале преобладает класси- цизм, ампир XVIII века. А вот XIX сто- летие – расцвет портретной живописи, яркими примерами которой изобилует третий зал. – Скажите, почему сегодня портрет не вос- требован? Очень мало мастеров всерьёз занимаются этим жанром, в то время как всего сто пятьдесят-двести лет назад пор- третисты были, что называется, на коне? – Вы правы, тогда жанр портрета пере- живал свой пик. На наш взгляд, такое положение напрямую связано с разви- тием фотографии. Как мы помним из истории, первые дагерротипы появи- лись в 1839 году, с тех пор фотоискус- ство неумолимо двигалось вперёд. Жанр портрета, снискавший неверо- ятную популярность в XVIII – первой трети XIX века, вынужден был сорев- новаться с фотографией, и победила, чему мы свидетели, последняя. К сча- стью, лишь благодаря широкой вос- требованности портрета в упомяну- тый период сохранилась подробная иконография русского дворянства – в живописных и графических изобра- жениях. – В заключение нашего краткого экскурса по выставке хотелось бы поинтересо- ваться – на что бы лично вы посоветова- ли зрителям обратить внимание при зна- комстве с экспозицией? – Лично я – большая поклонница гра- фического портрета. Надо сказать, что графические изображения возрастом в несколько сотен лет нечасто покидают изобразительный фонд музея в силу своей хрупкости. Поэтомумоя рекомен- дация – посмотреть серию графических портретов, представленных здесь. Заме- чательны гравюры, коллекция эстампа XVII – первой трети XIX веков – не- большая, но удивительной красоты! – Лидия Александровна, благодарим вас за познавательную беседу! . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Эмилио Росси. «Портрет графа В.А. Соллогуба». 1840 г. Густав Вольдемар Кнолл. «Вид Кавказа». 1870 г. Франц Шротцберг. «Портрет княгини Е.А. Клари-и-Альдринген». 1847 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz