Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

47 год культуры Д И А Л О Г – в отсутствии либо наличии материаль- ных благ… – Ты сейчас удивительным образом вы- явил задуманную мною концепцию, ко- торуюя взял за основу в работе над спек- таклем. Я сразу подумал об этой непре- рывающейся связи, когда только взялся за материал. Почему мы сегодняшние – такие? Конечно, миром правят не толь- ко деньги, не стоило бы делать столь огульных заявлений. Ситуация – то- тальный конфликт, перекрестье. Крест – символ в данной связи не случайный. Люди имеют равные возможности, мо- гут развиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Но подразумевая, что вертикаль – идеал, она выше. В пье- се воссоздана эпоха домостроя, патри- архат, власть силы. Собственно, в име- ни Самсона Силыча Большова это от- ражено как нельзя лучше. Он против воли собственной дочери отдаёт её за- муж за своего приказчика, лишь бы спа- стись от финансового краха. Ифактиче- ски остаётся заложником такого реше- ния: власть формально больше не в его руках, и он с лихвой получает воздаяние от дочерии её новоиспечённого супруга, оказываясь на коленях. Мораль проста: что посеешь, то и пожнёшь. Какие цен- ности передашь подрастающей генера- ции, такой ответ и получишь – подобно персонажам пьесыОстровского. В моей версии постановки я решил прибегнуть к следующему приёму: по- казываю три поколения ведения ка- питала в бизнесе. Сначала дореволю- ционный период середины XIX века – история написана в то время и старту- ет там. Потом будто на машине времени мы переносимся в постсоветское время первоначального накопления капита- ла «новыми русскими» – эпоху мали- новых пиджаков. И последняя стадия – «остановка» в современности, где один из персонажей, мальчуган Тишка, си- дит за ноутбуком и делает в сети свой бизнес. Он – преемник тех ценностей, которые транслируют предшественни- ки. Тишка для меня – торговый менед- жер, типичный портрет современника. Такой вот бег по времени… – Получается, конфликт извечный и не- разрешимый? – Скажем, это одна из версий развития событий. – Вы намекаете на своего рода дурную преемственность. Как же быть совре- менному молодому человеку – в усло- виях дискредитации капиталистическо- го уклада, равно как и социалистическо- го? За примерами далеко ходить не надо, достаточно обратить взор на Евросоюз, трещащий по швам и в своей несостоя- тельности чуть ли не ежедневно откры- вающий новые потрясающие грани? В то же время советская Россия, где суро- во декларировался материализм, как ни странно, с меньшими моральными поте- рями миновала семидесятилетний пери- од коммунизма, сумела сохранить тради- ционные ценности, подняла науку и об- разование, развивала культуру и про- изводство. Стоило только прыгнуть в омут рынка, тут же всё сделалось понят- но и очевидно: западные идеалы нам не близки. Хотя бы с силу разности экзи- стенциально-философских и духовных скрепов. Возьмём, скажем, нашу право- славную доктрину и протестантизм, рас- пространённый в США и Европе. В клас- сическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» виднейшего немец- кого социолога Макса Вебера указывает- ся на взаимосвязь протестантского миро- воззрения и возникновения капитализ- ма. Утрированно, богатство рассматри- вается в качестве благодетели, а нажива мыслится как самоцель. Такие идеалы явно никогда не были созвучными рус- скому менталитету. – Коммунизм как идея «отработал» себя. Результаты были не особенно убедительными, и мы откатились на- зад в капитал. Если бы знать ответы на такие вопросы, то не режиссёром мне в театре трудиться, а баллотироваться в мировые президенты. Но я не голли- вудский герой и не способен одним ма- хом спасти планету, я всего лишь ху- дожник. Важно, что есть суть главное в тебе. Я мыслю так: если ты не прода- ёшь свои высокие устремления, если нравственные основы доминируют – это ближе к истине. С другой сторо- ны, цивилизация постоянно искушает нас. Поэтому удержаться бывает слож- но. Тем более есть масса примеров, ког- да человеку с детства вдалбливают: ты не преуспеешь, если у тебя не будет вла- сти, которая выражается в возможно- стях, а возможности, в свою очередь, имеют денежный эквивалент. Это ре- альность. Поэтому противопоставле- ние России, например, Америке выра- жается в использовании американцами наших, по их мнению, слабостей, в ко- торых на самом деле наша сила. Я имею в виду уникальную особенность рус- ской ментальности, выраженную че- рез известного фольклорного персона- жа – Иванушку-дурачка. Почему с ним случаются чудеса? Мне кажется, толь- ко в силу наивного и простого взгляда на мир и способности совершать нера- циональные поступки, а также умения сопереживать. Почему фильм «Брат» так популярен? Человек, который го- ворит простые слова, всегда понятен. «В чём наша сила, брат?», – звучит во- прос. «Наша сила – в правде!». Русский идёт путём правды, который он осозна- ет в том числе и генетически, инстин- ктивно. Никогда – против совести. В ситуации с Украиной Путин как раз не стремится утверждать модель силы, но поступает сообразно стремлению к справедливости. В то время как весь остальной мир пытается играть толь- ко на стратегии обмана и корысти. Мы заблудились в экономике, мы мыслим исключительно её категориями. Люди, опомнитесь! Вспомните о согласии с природой, о простых вещах. Живя в системе экономических координат, ты невольно выбираешь только среди них – другого пути нет. Но идти по дороге хорошо бы так, чтобы совесть не запят- нать и сохранить своё человеческое до- стоинство. Если думать об этом и по- ступать так, то и твои дети увидят, и не надо будет им ничего рассказывать. Ведь наши родители как-то жили, и мы знаем, какими ценностями они пита- лись. Я ужасаюсь тому, к чему мы се- годня идём. Мы, кажется, совсем забы- ли, что тело человека – это вместилище духа. Духовный сосуд. Как ежедневно оставаться не только человеком разум- ным, но и духовным? Вот на такой во- прос все мы должны искать ответ. . Роман ХОМУТСКИЙ № 22-23 (300-301), 2 – 8 июня 2014 г. Сергей БОБРОВСКИЙ: Люди, опомнитесь! Вспомните о согласии с природой, о простых вещах. Живя в системе экономических координат, ты невольно выбираешь только среди них – другого пути нет. Но идти по дороге хорошо бы так, чтобы совесть не запятнать и сохранить своё человеческое достоинство. Если думать об этом и поступать так, то и твои дети увидят, и не надо будет им ничего рассказывать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz