Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
36 общество Д Е Т И ку нормальное зрение взамен фрагмен- тарному (они видят не целое дерево, а лишь его листочки). У аутистов особые отношения со звуками. Они не могут долго выносить шума, начинают кри- чать. Описан случай, когда ребёнок с таким особым восприятием мира при сильном снегопаде закрывал руками уши: он слышал падение снежинок. В этом центре знают сотню подсказок, как одному ребёнку помочь найти вы- ход из своей скорлупы, а другому – ука- зать на вход в иную дверь. Там он, быть может, станет новым Альбертом Эйн- штейном или Николой Тесла, которые, утверждают специалисты по аутизму, тоже в начале пути могли видеть лишь листья вместо дерева. Может, потому они и стали гениями? А если не полу- чится двигать прогресс, любящие ро- дители особенных детей вовсе не рас- строятся. По статистике, полностью со- циализированных аутистов только два процента. Они будут счастливы просто от того, что их ребёнок вырастет в са- мостоятельного взрослого. Близняшки Егор и Алёша В игровой комнате центра много ярких игрушек, повсюду таблички с надпися- ми, что и как называется. Близнецы Алёша и Егор Некрасовы научились читать в три года, сейчас им девять лет. Мама Ольга постоянно пишет им запи- ски-подсказки, которые они читают приходя в центр: «Здравствуйте, я при- шёл в «Мир детей и взрослых» на заня- тия. Всем хорошего настроения». Они не могут поделиться эмоциями, как прошёл день, чему удивились, чего ис- пугались, почему засмеялись. Ольга за- ставляет их постоянно описывать свои переживания. Мальчики умеют жить по заданному алгоритму. Мама близне- цов говорит: у таких детей не сбой про- граммы, а просто другая операционная система. — Я не строю иллюзий по поводу своих детей. Мы счастливы, что у мальчишек сохранный интеллект и они обучаются дистанционно в коррекционнойшколе. Рады, что они не останавливаются в развитии. Но для этого нужно постоян- но трудиться: сейчас мы запускаем змея, через час катаемся на велосипеде. Начинаешь с ними рисовать, например, медведя, они будут его копировать раз сорок, столько же лису. А следующий шаг уже победа — мальчишки сами принимают решение рисовать зайца. Между собой близняшки практически вне контакта, каждому нужно часами находиться в «домике». В их комнате даже разделены занавеской личные пространства. Конечно, хочется, чтобы дети могли сами подойти ко мне об- нять, сказать, что они меня любят. Хо- чется слышать детский лепет о своих переживаниях и радостях. Обо всём до- гадываешься интуитивно. Бывают, ко- нечно, минуты отчаянья. Однажды мне так захотелось почитать им сказки, чтобы они слушали, сопереживали. Я подумала, а что мне мешает, ну и пусть они не понимают. Начала читать. Пер- вый день – никакой реакции, второй — тоже, а на третий день смотрю появи- лась заинтересованность: они замерли и слушали. Из таких моментов и скла- дывается наше счастье. Ольга говорит: это со стороны кажет- ся, что с такими детьми невероятно тя- жело и необходимы какие-то особые внутренние силы для воспитания. На самом деле нужно по-настоящему лю- бить своих детей, принять «инако- вость», и тогда будет складываться простая необычная жизнь. Но путь смирения всегда тернист. Родители Егора и Алёши все силы прикладыва- ют к тому, чтобы их дети смогли войти в мир здоровых людей, стать самосто- ятельными. Для этого достаточно од- ного нашего шага навстречу таким де- тям. — Очень важно, чтобы аутисты имели возможность общаться со здоровыми сверстниками. Мы пробовали отда- вать их в простой садик, но контакта не произошло, мальчишки остались замкнутыми. Для этого нужен чело- век, который поможет повернуть здо- ровых детей и аутистов друг к другу, — рассказывает Ольга Некрасова. — В Москве уже действует программа реа- билитации детей с особенной психи- кой: со специальными сопровождаю- щими их приводят в обычный класс школы на занятия. Ученикам объясня- ют, какой человек появился рядом с ними, рассказывают, что он нуждается в их участии и помощи. И дети откли- каются, проявляют интерес к жизни одноклассника. Аутичный ребёнок в таком случае может поменять свой ал- горитм поведения, улыбнуться, приот- крыться миру. Свет, как от лампадки Анна Сапунова привела своего сыниш- ку Маркуса в «Мир детей и взрослых», когда ему было три годика. До этого Родители Егора и Алёши все силы прикладывают к тому, чтобы их дети смогли войти в мир здоровых людей, стать самостоятельными № 22-23 (300-301), 2 – 8 июня 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz