Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

2 4 экономика ► топливо вв о да био э танола. Та к же, как и био ­ дизельного топлива. Но учёные ВНИИ нефтепереработ ки , соглашаясь с необ­ ходимостью э той меры, считают, что использование биотоплив, даже в ка ч е­ стве добаво к , должно быть доброволь­ ным. Неужели опыт западных стран, особен­ но США и Бразилии, за последние 10 лет не убедил в целесообразности про­ изводства биотоплива первого по ко ле­ ния с учётом сырья невысо ко го ка ч е­ ства. Это уже делают и в Казахстане, и в У к р аин е. Вероятно, надо будет серьёз­ но проанализировать деятельность пилотного завода ООО «Миранда» во Влади ка в каз е, где био э танол станет производиться по технологии мирово­ го уровня. А потом вынести вопрос на публичное обсуждение, пос ко ль к у го­ сударственную программу по разви ­ тию биотехнологий выполнять придёт­ ся, производить высо кока ч ественное топливо - тоже, доведя долю биото­ плива до 10 процентов. Исполнитель­ ный дире к тор австрийс ко й ком пании «Vogelbusch», одного из мировых ли ­ деров в производстве оборудования для та ки х предприятий, Торстен Шуль­ це, с ко торым мы зна ком ы более 10 лет, уже неодно к р а тно подчёр ки в а л на различных международных форумах, что нельзя ограничиваться производ­ ством одного био э танола, можно од ­ новременно производить нейтральный спирт к ласса « эк с тра» и выделять пше­ ничную к лей ко в ин у . Компания предла­ гала прое к т по переработ к е 250 тысяч тонн пшеницы в год. Стоит она 55 мил­ лионов евро, а проду к ц ии получается более чем на 81 миллион евро, доста ­ точно быстро можно о к у пить затраты. Та ки е прое к ты уже реализованы, заво ­ ды успешно работают в Бельгии, Гер­ мании и Франции. До к тор Владимир Зверлов из Инсти ­ тута ми к р о биологии Мюнхенс ко го техничес ко го университета на между­ народном кон грессе в Мос к в е пред ­ лагал вспомнить опыт советс ки х ми ­ к р о биологов по получению бутанола. Мне приходилось бывать в его лабо ­ ратории в научном центре универси ­ тета -Вайенштефане. Он расс каз ы в а л, что не ограничивается лабораторны ­ ми исследованиями, работает напря ­ мую с немец кими ф ермерами. Одна из последних разработо к - производство биобутанола из мельничных отходов: отрубей и вторичной му ки . Энергети­ чес ка я плотность биобутонола на 30 зксномика топливо 25 А к а д е м и к И л ь я М о и с е е в и з РГУ н е ф т и и га а ИМЕНИИ. М. Г у бк и н а ра с с к а з а л , ч т о БИОГИБРИДНЫЕ КЛАСТЕРЫ В КАНАДЕ С ПОМОВ ЬЮ МИКРООРГАНИЗМОВ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭТАНОЛ, БУТАНОЛ, А ТАКЖЕ ПРОПАНОЛ И ЯНТАРНУЮ КИСЛОТУ ДАЖЕ ИЗ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, А КИТАЙС <АЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «BAOSTEEL» ДЕЛАЕТ ТОПЛИВО И ПОЛИМЕРЫ ИЗ ГАЗА КОКСО ТЫХ БАТАРЕЙ. Вот БЫ НАМ ПОУЧИТЬСЯ, В ЛИПЕЦК! -ТО ТАКИХ ГАЗОВ ВСЕГДА В ИЗБЫТКЕ процентов выше, чем био э танола, дав ­ ление насыщенного пара ниже, по ­ терь при хранении меньше. Он пере ­ мешивается с дизельным топливом при любой температуре, уменьшая его вяз ко с ть, а та к же с бензином, бо ­ лее устойчив к в о де. Ка к по каза ли эк с ­ перименты, ки с лотный гидролиз от ­ рубей и му ки н е экономи ч ен. Гораздо э фф е к тивнее ферментация, ко торая длится 72 часа. Если производить био ­ э танол и ацетон, то из одной тонны сы­ рья можно реализовать э ти проду к ты за 1300 евро, а бутанол - за 2000 евро. Плюс получить побочные проду к ты - барду и биогаз. При переработ к е 35 тысяч тонн отрубей в год можно обе ­ спечить доход в 5 миллионов евро. По­ истине, доходы из отходов. На повест к е дня в мировой биотехно­ логии и био эн ергети к е - решение про ­ блемы удешевления проду к ц ии из лиг- ноцеллюлозы, особенно при произ ­ водстве биотоплив второго по ко ления. А наша страна, как из в естно, распола­ гает самыми большими запасами дре ­ весины в мире. И, соответственно, от ­ ходами. Недаром один из по э тов ан ­ деграунда написал: «О, как богата рус­ с ка я природа ко личеством и ка ч еством отхода!». Учёные Северного федераль­ ного университета, МГУ и Института биохимии имени А. Н. Баха РАН пред­ лагают ре кон с труировать ЦБК под биозаводы, на ко торых в процессе био- рефайнинга можно производить са­ мые разнообразные проду к ты. Не ста­ ну упоминать обо всех, пос ко лы утема статьи - топливо. Га к в о т, учёнь е э тих институтов развития при под, ерж к е «Ростехнологий» и финансир( занин со стороны Минобразования pt шизу ют прое к т био кон в ерсии любы орга ничес ки х о тходов с помощью ф рмен тации и ми к р о биологичес ко й перера бот ки в простые сахара, из ко т'рых производится разнообразная продух ция с высо ко й добавленной стоимо стью. Леонид Яновс ки й , заведующий отде лом двигателей и химмотологии ЦеН' трального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), поделил ся достаточно впечатляющими резуль татами, ко торых учёные э того НИИ со вместно со специалистами Мос ко в с№ го университета тон ко й х ими ч ес ко й технологии (МИГХГ) и ООО «ЮРД № 22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г. Це 1 тр» Минобороны по поручению президента РФ и гос кон тра к ту с Мин- проиторгом добились при разработ ­ к еа шационного биотоплива. Это син- тет 1 чес ко е жид ко е топливо (СЖГ) из био лассы, угля и био э танола на испы­ таниях при полётах транспортной ави- аци Iс комм ерчес кими на груз ками ока ­ зал! сь э фф е к тивнее стандартных то- пли iTC-1 иРГ по термоо ки с лительной спо( обности, стабильности, совмести­ мое и с уплотнительными и кон с тру к - ц ио шы ми ма териалами. Топливная э фф ‘ к тивность средних транспортных сам( лётов повысилась на 18, средних - на 10 процентов, снизились вредные выб осы в атмосферу. Вале нтин Пармон из Института ка та ­ лиза Сибирс ко го отделения РАН та к же отме ГИЛ, что производство биотопли­ вавт iporo по ко ления - э то Mainstream. Во в ’ём мире. В Финляндии, Нидер- ланд IXи Сингапуре из биомассы про- изво 1 ЯТ био к еросин и Грин-дизель с поме щью ка тализаторов. Использова­ ниес)ерментов по ка с лиш ком дорого. В тожг время не ко торые специалисты и учён ле утверждают, что это временные трудности. Крупнейшая в мире компа­ ния гю производству ферментов - дат­ ская «Novozymes» уже сделала своим девис.ом лозунг «Конкуренция без суб­ сидий». Итальянская компания Beta Rene'vables сумела разработать техно­ логический процесс Proesa, который позволяет получать целлюлозные саха­ ра из зерна, соломы и другой биомассы, а из них биоэтанол и биобутанол с до ­ статочно низкой стоимостью. Поэтому по такой технологии строятся заводы в Италии, Китае и США. Академик Илья Моисеев из РГУ неф­ ти и газа имени И. М. Губкина расска­ зал, что биогибридные кластеры в Ка­ наде с помощью микроорганизмов вы­ рабатывают этанол, бутанол, а так ­ же пропанол и янтарную кислоту даже из газовых выбросов металлургиче ­ ских предприятий, а китайская метал­ лургическая компания «BaoSteel» де ­ лает топливо и полимеры из газа кок­ совых батарей. Вот бы нам поучиться, в Липецке-то таких газов всегда в из ­ бытке. И не надо останавливать исследова ­ ния, кивая на дороговизну фермен ­ тов. Немецкая компания «Direvo» уже с 2016 года собирается с помощью бак­ терий снизить цену 1 литра биоэтано­ ла с 3,5 доллара до 45 центов. Новые ев­ ропейские технологии для получения более дешёвого топлива из биомас ­ сы отрабатываются в Бельгии, в био ­ энергетической долине Гента, где соз­ дан биокластер Bio Base Europe. Здесь применяют метаболическую биоинже­ нерию, мембранный катализ, отраба ­ тывают процесс конверсии липидов в ароматические углеводороды и другие исследования. Султан Давтадзе, венчурный пар ­ тнёр компании Брайт Капитал, рас ­ сказал о работе специалистов компа ­ нии Agrivida, которые, встраивая регу­ лируемые ферменты при генной моди­ фикации растений, добились снижения себестоимости биоэтанола на 10-20 процентов даже по сравнению со счи­ тающимся на нынешний день самым дешёвым топливом из сахарного трост ­ ника. В США в этом году запускается первый завод, на котором использова­ ние генетически модифицированных микроорганизмов снижает стоимость топлива на 30-50 процентов. Генная инженерия с прямой конверсией сы ­ рья в биотопливо и химические про ­ дукты позволила компании «Renmatix» уменьшить себестоимость сахаров из целлюлозы в 1,5 раза, что позволит биотопливу на основе инновационной биотехнологии успешно конкуриро ­ вать с нефтехимией. Как видим, потенциальные возможно­ сти не только для производства топли­ ва, но и для повышения его качества огромны. Выполняя мероприятия До­ рожной карты по развитию биоэнер ­ гетики (а их 7), необходимо очень бы ­ стро ввести мощности по производству биоэтанола в России. Иначе уже в бли­ жайшие три года даже при 5-процент- ном вводе в бензин его дефицит соста­ вит 2 миллиона тонн. А ведь он при ны ­ нешних ценах в 1,5-3 раза дешевле при­ меняемого сейчас и уже запрещённого во многих странах Европы МГБЭ. • Ю рий БАКЛАНОВ ■ ТРУБА "УГОЛОК "АРМАТУРА г. Липецк , ул. М еталлургов, 1 (4742) 44-39-00 г. Усмаиь, ул. Ленина, 36 8 (980) 355-98-74 г. Eneut, М осковское шоссе, 18г, ТК eftyffOp» (2 эт.) 8 (910 )250 - 69 - 93 * *,51Р'Дкана добормые алементы. Скидки предост. ООО ТД «Стальсоюз» с 01.04.-30.0^ 1^ Jloflpo6Hoc™ 1 Ютал. 44-39-00. предоставлен рекламодателем. № 22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz