Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
2 4 экономика ► топливо вв о да био э танола. Та к же, как и био дизельного топлива. Но учёные ВНИИ нефтепереработ ки , соглашаясь с необ ходимостью э той меры, считают, что использование биотоплив, даже в ка ч е стве добаво к , должно быть доброволь ным. Неужели опыт западных стран, особен но США и Бразилии, за последние 10 лет не убедил в целесообразности про изводства биотоплива первого по ко ле ния с учётом сырья невысо ко го ка ч е ства. Это уже делают и в Казахстане, и в У к р аин е. Вероятно, надо будет серьёз но проанализировать деятельность пилотного завода ООО «Миранда» во Влади ка в каз е, где био э танол станет производиться по технологии мирово го уровня. А потом вынести вопрос на публичное обсуждение, пос ко ль к у го сударственную программу по разви тию биотехнологий выполнять придёт ся, производить высо кока ч ественное топливо - тоже, доведя долю биото плива до 10 процентов. Исполнитель ный дире к тор австрийс ко й ком пании «Vogelbusch», одного из мировых ли деров в производстве оборудования для та ки х предприятий, Торстен Шуль це, с ко торым мы зна ком ы более 10 лет, уже неодно к р а тно подчёр ки в а л на различных международных форумах, что нельзя ограничиваться производ ством одного био э танола, можно од новременно производить нейтральный спирт к ласса « эк с тра» и выделять пше ничную к лей ко в ин у . Компания предла гала прое к т по переработ к е 250 тысяч тонн пшеницы в год. Стоит она 55 мил лионов евро, а проду к ц ии получается более чем на 81 миллион евро, доста точно быстро можно о к у пить затраты. Та ки е прое к ты уже реализованы, заво ды успешно работают в Бельгии, Гер мании и Франции. До к тор Владимир Зверлов из Инсти тута ми к р о биологии Мюнхенс ко го техничес ко го университета на между народном кон грессе в Мос к в е пред лагал вспомнить опыт советс ки х ми к р о биологов по получению бутанола. Мне приходилось бывать в его лабо ратории в научном центре универси тета -Вайенштефане. Он расс каз ы в а л, что не ограничивается лабораторны ми исследованиями, работает напря мую с немец кими ф ермерами. Одна из последних разработо к - производство биобутанола из мельничных отходов: отрубей и вторичной му ки . Энергети чес ка я плотность биобутонола на 30 зксномика топливо 25 А к а д е м и к И л ь я М о и с е е в и з РГУ н е ф т и и га а ИМЕНИИ. М. Г у бк и н а ра с с к а з а л , ч т о БИОГИБРИДНЫЕ КЛАСТЕРЫ В КАНАДЕ С ПОМОВ ЬЮ МИКРООРГАНИЗМОВ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭТАНОЛ, БУТАНОЛ, А ТАКЖЕ ПРОПАНОЛ И ЯНТАРНУЮ КИСЛОТУ ДАЖЕ ИЗ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, А КИТАЙС <АЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «BAOSTEEL» ДЕЛАЕТ ТОПЛИВО И ПОЛИМЕРЫ ИЗ ГАЗА КОКСО ТЫХ БАТАРЕЙ. Вот БЫ НАМ ПОУЧИТЬСЯ, В ЛИПЕЦК! -ТО ТАКИХ ГАЗОВ ВСЕГДА В ИЗБЫТКЕ процентов выше, чем био э танола, дав ление насыщенного пара ниже, по терь при хранении меньше. Он пере мешивается с дизельным топливом при любой температуре, уменьшая его вяз ко с ть, а та к же с бензином, бо лее устойчив к в о де. Ка к по каза ли эк с перименты, ки с лотный гидролиз от рубей и му ки н е экономи ч ен. Гораздо э фф е к тивнее ферментация, ко торая длится 72 часа. Если производить био э танол и ацетон, то из одной тонны сы рья можно реализовать э ти проду к ты за 1300 евро, а бутанол - за 2000 евро. Плюс получить побочные проду к ты - барду и биогаз. При переработ к е 35 тысяч тонн отрубей в год можно обе спечить доход в 5 миллионов евро. По истине, доходы из отходов. На повест к е дня в мировой биотехно логии и био эн ергети к е - решение про блемы удешевления проду к ц ии из лиг- ноцеллюлозы, особенно при произ водстве биотоплив второго по ко ления. А наша страна, как из в естно, распола гает самыми большими запасами дре весины в мире. И, соответственно, от ходами. Недаром один из по э тов ан деграунда написал: «О, как богата рус с ка я природа ко личеством и ка ч еством отхода!». Учёные Северного федераль ного университета, МГУ и Института биохимии имени А. Н. Баха РАН пред лагают ре кон с труировать ЦБК под биозаводы, на ко торых в процессе био- рефайнинга можно производить са мые разнообразные проду к ты. Не ста ну упоминать обо всех, пос ко лы утема статьи - топливо. Га к в о т, учёнь е э тих институтов развития при под, ерж к е «Ростехнологий» и финансир( занин со стороны Минобразования pt шизу ют прое к т био кон в ерсии любы орга ничес ки х о тходов с помощью ф рмен тации и ми к р о биологичес ко й перера бот ки в простые сахара, из ко т'рых производится разнообразная продух ция с высо ко й добавленной стоимо стью. Леонид Яновс ки й , заведующий отде лом двигателей и химмотологии ЦеН' трального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), поделил ся достаточно впечатляющими резуль татами, ко торых учёные э того НИИ со вместно со специалистами Мос ко в с№ го университета тон ко й х ими ч ес ко й технологии (МИГХГ) и ООО «ЮРД № 22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г. Це 1 тр» Минобороны по поручению президента РФ и гос кон тра к ту с Мин- проиторгом добились при разработ к еа шационного биотоплива. Это син- тет 1 чес ко е жид ко е топливо (СЖГ) из био лассы, угля и био э танола на испы таниях при полётах транспортной ави- аци Iс комм ерчес кими на груз ками ока зал! сь э фф е к тивнее стандартных то- пли iTC-1 иРГ по термоо ки с лительной спо( обности, стабильности, совмести мое и с уплотнительными и кон с тру к - ц ио шы ми ма териалами. Топливная э фф ‘ к тивность средних транспортных сам( лётов повысилась на 18, средних - на 10 процентов, снизились вредные выб осы в атмосферу. Вале нтин Пармон из Института ка та лиза Сибирс ко го отделения РАН та к же отме ГИЛ, что производство биотопли вавт iporo по ко ления - э то Mainstream. Во в ’ём мире. В Финляндии, Нидер- ланд IXи Сингапуре из биомассы про- изво 1 ЯТ био к еросин и Грин-дизель с поме щью ка тализаторов. Использова ниес)ерментов по ка с лиш ком дорого. В тожг время не ко торые специалисты и учён ле утверждают, что это временные трудности. Крупнейшая в мире компа ния гю производству ферментов - дат ская «Novozymes» уже сделала своим девис.ом лозунг «Конкуренция без суб сидий». Итальянская компания Beta Rene'vables сумела разработать техно логический процесс Proesa, который позволяет получать целлюлозные саха ра из зерна, соломы и другой биомассы, а из них биоэтанол и биобутанол с до статочно низкой стоимостью. Поэтому по такой технологии строятся заводы в Италии, Китае и США. Академик Илья Моисеев из РГУ неф ти и газа имени И. М. Губкина расска зал, что биогибридные кластеры в Ка наде с помощью микроорганизмов вы рабатывают этанол, бутанол, а так же пропанол и янтарную кислоту даже из газовых выбросов металлургиче ских предприятий, а китайская метал лургическая компания «BaoSteel» де лает топливо и полимеры из газа кок совых батарей. Вот бы нам поучиться, в Липецке-то таких газов всегда в из бытке. И не надо останавливать исследова ния, кивая на дороговизну фермен тов. Немецкая компания «Direvo» уже с 2016 года собирается с помощью бак терий снизить цену 1 литра биоэтано ла с 3,5 доллара до 45 центов. Новые ев ропейские технологии для получения более дешёвого топлива из биомас сы отрабатываются в Бельгии, в био энергетической долине Гента, где соз дан биокластер Bio Base Europe. Здесь применяют метаболическую биоинже нерию, мембранный катализ, отраба тывают процесс конверсии липидов в ароматические углеводороды и другие исследования. Султан Давтадзе, венчурный пар тнёр компании Брайт Капитал, рас сказал о работе специалистов компа нии Agrivida, которые, встраивая регу лируемые ферменты при генной моди фикации растений, добились снижения себестоимости биоэтанола на 10-20 процентов даже по сравнению со счи тающимся на нынешний день самым дешёвым топливом из сахарного трост ника. В США в этом году запускается первый завод, на котором использова ние генетически модифицированных микроорганизмов снижает стоимость топлива на 30-50 процентов. Генная инженерия с прямой конверсией сы рья в биотопливо и химические про дукты позволила компании «Renmatix» уменьшить себестоимость сахаров из целлюлозы в 1,5 раза, что позволит биотопливу на основе инновационной биотехнологии успешно конкуриро вать с нефтехимией. Как видим, потенциальные возможно сти не только для производства топли ва, но и для повышения его качества огромны. Выполняя мероприятия До рожной карты по развитию биоэнер гетики (а их 7), необходимо очень бы стро ввести мощности по производству биоэтанола в России. Иначе уже в бли жайшие три года даже при 5-процент- ном вводе в бензин его дефицит соста вит 2 миллиона тонн. А ведь он при ны нешних ценах в 1,5-3 раза дешевле при меняемого сейчас и уже запрещённого во многих странах Европы МГБЭ. • Ю рий БАКЛАНОВ ■ ТРУБА "УГОЛОК "АРМАТУРА г. Липецк , ул. М еталлургов, 1 (4742) 44-39-00 г. Усмаиь, ул. Ленина, 36 8 (980) 355-98-74 г. Eneut, М осковское шоссе, 18г, ТК eftyffOp» (2 эт.) 8 (910 )250 - 69 - 93 * *,51Р'Дкана добормые алементы. Скидки предост. ООО ТД «Стальсоюз» с 01.04.-30.0^ 1^ Jloflpo6Hoc™ 1 Ютал. 44-39-00. предоставлен рекламодателем. № 22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz