Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)
22 экономика т о п л и в о зкономика т о п л и в о 23 Нефти много, а где бензин?! У А втозаводы работают, машины из разных стран ввозятся и собираются на нашей территории, покупаются, и им всё больше требуется горючего. Хорошего, качественна го же не первы й год учены е из НИИ , с в я з ан ны х с п е р е р а боткой нефти , бью т тревогу по поводу ни зко го качества бензина , глубине п ер ер або т ки сырья . Устаревшие мощности на це лом ряде НПЗ не даю т возможности р е шать одновременно обе эти задачи. До полного перехода на выпуск б ен зи нов класса 4 осталось полгода, класса 5 - пол тор а . Такое топли во полностью совпадает с тр ебовани ям и по качеству к б ен зин ам ЕВРО -4 и ЕВРО-5. Но уже год назад пришлось несколько месяцев уговаривать Беларусь, чтобы она свет- В МИРЕ СЕЙЧАС НАСЧИТЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ 700 МИЛЛИОНОВ АВТОМОБИЛЕЙ , К 2030 ГОДУ ИХ ПА РК УВЕЛИЧИТСЯ ДО 2,5 МИЛЛИАРДА лы е нефтепродукты высокого качества, прежде всего бензин , после переработ ки российской нефти отдавала нам о б ратно . Белорусы же в о тв ет просили снизить им цены на нефть. Сейчас «ЛУКОЙЛ» постоянно р е к л а мирует новы е м арки б ен зин а «ЕКТО- plus» и «ЕКТО-spo rt» , содержание серы в них в 3 и в 5 раз соответственн(' мень ше бензола . На таком топливе могут ез дить разны е ином арки , но по к: честву оно соответствует только 4-му классу. Х орош о то , что «ЛУКОЙЛ» наладил выпуск такого топлива уже в этом год)'- Если говорить о перспективах разви тия ситуации в отрасли , то к 2016 год), когда значительно увеличится парк ав том аш ин и будут введены следующие технические регламенты , в России мо ж ет не хв а ти т ь от 4 до 6 миллионов тонн вы сокооктановых и более эколо гичны х б ен зи н о в , отвечающих стан дартам класса 5. В этом мы отстаём от №22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г. М ВИТЕЛЬСТВО РФ УТВЕРДИЛО ТЕХНИЧЕСКИЕ 1АМЕНТЫ ВМЕСТЕ С ОСТАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ [АКОЖЕННОГО СОЮЗА О ТРЕБОВАНИЯХ К БЕНЗИНУ , 1ИВУ, МАЗУТУ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЕВРОПЕЙСКОМУ 1ДАРТУ НА Б ЕН ЗИ Н EN 228 р jnbi, где уже пришла очередь стан- J ов ЕВРО -6. Достаточно постоять л обой автобусной остановке , и вас ц; ст вонючей гарью , в Западной Ев- |роп( такого не бывает. В Германии, на пример, сп еци али с ты Ф ед ер ал ьн о го аген 'ства обязател ьно и тайно скани рую' по разным параметрам все боль- jmerj узы. Особенно их интересует эк о логи тность используемого топлива и рабе га двигателя. Там не увидишь кру тых ш ед орож ников , которы е ездили |бып ) городу, сжигая большое количе- I cTBO щ зельного топлива и выбрасывая клубя газов . Н аоборо т , в ходу более экон )мичные модели , электромобили , авто юбили с гибридным двигателем , вело ипеды. В Германии и Голландии даже проф ессора с вы соким з а р а б о т ком, ,1 то и премьер -министры садятся навелосипед. Главе ая причина нехватки высококаче- пвенного топлива - медленная модер- низат ИЯ и, может быть , строительство новые НПЗ. До последнего времена на некоторых заводах можно было полу чать -олько топливо класса 2 и много мазута. Н ефтяные магнаты стремились быст]>ее застолби ть новы е м есторож дения, вкл ады вали средства в покуп кузарубежных а к ти в о в ,гн а л и больше нефти за границу, не заботясь о глуби нееё переработки на своих НПЗ и эко логичности топлива. Красноречивый пример. На Петербург скомэкономическом форуме японский модератор на панельной дискуссии по энергетике спросил главу «Роснефти» Игоря С ечина : почему эта кр у п н ей шая российская к ом п ан и я , р а сп о л а гая вдвое большими запасами нефти и больше добы вая сырья , чем ам ерикан ская ExxonMobil, оценивается на м и ровом ры нке всего в 70 м илли ардов долларов (ам ерикан ская - в 430 м и л лиардов).? И гор ь С ечин соверш енно ®раведливо зам ети л , что российские ломпании вообще недооценены , к тому *0 ExxonMobil п е р ер аб аты в а е т в два Раза больще неф ти , чем «Роснеф ть» . *^®надо добавить , что российские ком пании гораздо позднее вышли со свои- ии акциями на финансовы е рынки , на “едущие бирж и , и потому их, как н е сколько лет назад « Г а з п р о м » , д е й с т в и т ел ь н о н е д о о ц е н и в а ю т . Н о есть и другие при- чины : старое о б о рудование на НПЗ, низкая глубина переработки нефти, б о лее высокие затр аты на всех стадиях добычи, транспортировки и переработ ки. Кроме того, компания инвестирует в производство экономичных двигате лей, лёгких автомобильных пластиков, производство несдувающихся шин, ак кумуляторов для гибридных эл ек тро мобилей, занимается прорывными тех нологиями в производстве биотоплива из микроводорослей и ряда в о стр ебо ванных на рынке химических продук тов, но не из нефти, а из растительного сырья. Поэтому стоимость её и растёт. После того как П равительство РФ у т в ерди л о н о вы е т е х н и ч е с ки е р е г л а менты и сроки их введения , р о с си й ские неф тяные компании вынуждены бы ли в зя ть ся за модерни зацию сво- но устаревш ие «Жигули» и п р е с т ар е лые автобусы с их дымными и вредны ми выхлопами . Если же «входить в по ложение» их владельцев , то они станут ездить на них и по 30 лет. КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕФИЦИТА Р а зум еется , д еф иц и т вы с о к о о к т а н о вого б ен зин а может бы ть и не таким зн ач и т ел ьны м , если Россия вп иш е т ся в общ емировой тренд замены неко торой части минерального топлива на био топливо , станет гораздо шире и с пользовать природный газ и поошрять владельцев м алоли тр аж ек и эл е к т р о мобилей . По данным экспертов , в н ы нешнем году в мире будет продано 400 тысяч электромобилей , а в 2020 году - уже более 7 миллионов . Обшественный транспорт станет более удобным (в Л и пецке , как и зв е с тн о , п л ани рую т п о строить лёгкое метро). К сожалению , приходится напоминать о том, что нередко или оптовые постав- шики, или непосредственно на АЗС, бо- дяж ат бензин , продают ф альсификат за Е ж е г о д н ы й п р и р о с т а в т о м а ш и н т о л ь к о в Л и п е ц к е с о с т а в л я е т 1 0 - 1 2 тысяч, ПОЭТОМУ для СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА В НОРМАЛЬНОМ состоянии ОЧЕНЬ ВАЖНО , КАКОЕ ТОПЛИВО В БЛИЖ АЙШ ЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛИСТЫ ИХ заводов . По данным «ВНИПИнеф - ти», в этом году заканчивается ввод 16 установок, увеличиваюших октановое число бен зин ов : на Н о в о ку й быш ев ском НПЗ мощ ностью 1,2 м иллион а тонн в год за счёт риформинга , с помо щью процесса и зом ери зации м ощ но сти почти на 3,5 миллиона тонн на Куй быш евском , Туапсинском , А стр ах ан ском НПЗ, Сургутском з е к , на заводах неф теоргсинтеза в Нижнем Н о в горо де и Киришах. Три установки вводятся в Ангарске, Сызрани и Нижнем Новго роде на 660 тысяч тонн высокооктано вого бензина, который станут получать в процессе алкилирования . Но самые крупные мощ ности - п оч ти на 10,5 миллиона тонн - вступят в строй на московском и омском з а в о дах «Газпромнефти» , а такж е в Н иж нем Новгороде, Салавате, Сызрани и на Куйбышевском НПЗ. Здесь бензин бу дут вы р абаты вать в процессе к а т а л и тического крекинга. Но и этих мощно стей не хватит, чтобы полностью о б е спечить ав том обили сто в более кач е ственным , чем сейчас , топ ли в ом . И, если иметь в виду сохранение здоровья людей , то надо бы убр ать с улиц д а в качественное топливо . Два года назад из проверенных партий вы сокооктано вого бензина (повторяю , не из общего количества, а из проверенного ) 25 п р о центов оказалось фальсификатом . При таких масш табах д еф ици та , кон ечно , не будет. Но у ч ёны е п р е д л а г аю т д р у го й в ы ход. Однако и между ними нет е д и н ства мнений по поводу и сп оль зов ани я биоэтанола как окси гената , повыш аю щего октановое число . По м нению ге нерального директора ОАО «ВНИПИ - нефть» Владимира Капустина и учёных РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, приняти е двух закон о в мож ет р ещ и ть сразу две проблемы : повыщ ения кач е ства бензинов и устранения их д еф и ц и та. Н еобходимо отм енить акци з на т о пливны й би о э т ан ол и о б я з а т ь д о б а в л ять его в пределах восьми проц ентов в бензин . При расходе последнего в 39- 40 м ил ли он о в тонн в год это го к о л и чества топливно го этанола хватит для у стр ан ени я в о зни к аю щ е го д еф иц и т а . Кстати, такое законодательство уже не сколько лет действует во Ф ранции , Ве л и к о б р и тани и , Германии , где ниж ней точкой отсчёта п ри н я ты 5 п роц ен то в №22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz