Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

22 экономика т о п л и в о зкономика т о п л и в о 23 Нефти много, а где бензин?! У А втозаводы работают, машины из разных стран ввозятся и собираются на нашей территории, покупаются, и им всё больше требуется горючего. Хорошего, качественна го же не первы й год учены е из НИИ , с в я з ан ны х с п е р е р а ­ боткой нефти , бью т тревогу по поводу ни зко го качества бензина , глубине п ер ер або т ­ ки сырья . Устаревшие мощности на це ­ лом ряде НПЗ не даю т возможности р е ­ шать одновременно обе эти задачи. До полного перехода на выпуск б ен зи ­ нов класса 4 осталось полгода, класса 5 - пол тор а . Такое топли во полностью совпадает с тр ебовани ям и по качеству к б ен зин ам ЕВРО -4 и ЕВРО-5. Но уже год назад пришлось несколько месяцев уговаривать Беларусь, чтобы она свет- В МИРЕ СЕЙЧАС НАСЧИТЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ 700 МИЛЛИОНОВ АВТОМОБИЛЕЙ , К 2030 ГОДУ ИХ ПА РК УВЕЛИЧИТСЯ ДО 2,5 МИЛЛИАРДА лы е нефтепродукты высокого качества, прежде всего бензин , после переработ ­ ки российской нефти отдавала нам о б ­ ратно . Белорусы же в о тв ет просили снизить им цены на нефть. Сейчас «ЛУКОЙЛ» постоянно р е к л а ­ мирует новы е м арки б ен зин а «ЕКТО- plus» и «ЕКТО-spo rt» , содержание серы в них в 3 и в 5 раз соответственн(' мень­ ше бензола . На таком топливе могут ез­ дить разны е ином арки , но по к: честву оно соответствует только 4-му классу. Х орош о то , что «ЛУКОЙЛ» наладил выпуск такого топлива уже в этом год)'- Если говорить о перспективах разви­ тия ситуации в отрасли , то к 2016 год), когда значительно увеличится парк ав­ том аш ин и будут введены следующие технические регламенты , в России мо­ ж ет не хв а ти т ь от 4 до 6 миллионов тонн вы сокооктановых и более эколо­ гичны х б ен зи н о в , отвечающих стан дартам класса 5. В этом мы отстаём от №22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г. М ВИТЕЛЬСТВО РФ УТВЕРДИЛО ТЕХНИЧЕСКИЕ 1АМЕНТЫ ВМЕСТЕ С ОСТАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ [АКОЖЕННОГО СОЮЗА О ТРЕБОВАНИЯХ К БЕНЗИНУ , 1ИВУ, МАЗУТУ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЕВРОПЕЙСКОМУ 1ДАРТУ НА Б ЕН ЗИ Н EN 228 р jnbi, где уже пришла очередь стан- J ов ЕВРО -6. Достаточно постоять л обой автобусной остановке , и вас ц; ст вонючей гарью , в Западной Ев- |роп( такого не бывает. В Германии, на ­ пример, сп еци али с ты Ф ед ер ал ьн о го аген 'ства обязател ьно и тайно скани ­ рую' по разным параметрам все боль- jmerj узы. Особенно их интересует эк о ­ логи тность используемого топлива и рабе га двигателя. Там не увидишь кру ­ тых ш ед орож ников , которы е ездили |бып ) городу, сжигая большое количе- I cTBO щ зельного топлива и выбрасывая клубя газов . Н аоборо т , в ходу более экон )мичные модели , электромобили , авто юбили с гибридным двигателем , вело ипеды. В Германии и Голландии даже проф ессора с вы соким з а р а б о т ­ ком, ,1 то и премьер -министры садятся навелосипед. Главе ая причина нехватки высококаче- пвенного топлива - медленная модер- низат ИЯ и, может быть , строительство новые НПЗ. До последнего времена на некоторых заводах можно было полу ­ чать -олько топливо класса 2 и много мазута. Н ефтяные магнаты стремились быст]>ее застолби ть новы е м есторож ­ дения, вкл ады вали средства в покуп ­ кузарубежных а к ти в о в ,гн а л и больше нефти за границу, не заботясь о глуби ­ нееё переработки на своих НПЗ и эко ­ логичности топлива. Красноречивый пример. На Петербург ­ скомэкономическом форуме японский модератор на панельной дискуссии по энергетике спросил главу «Роснефти» Игоря С ечина : почему эта кр у п н ей ­ шая российская к ом п ан и я , р а сп о л а ­ гая вдвое большими запасами нефти и больше добы вая сырья , чем ам ерикан ­ ская ExxonMobil, оценивается на м и ­ ровом ры нке всего в 70 м илли ардов долларов (ам ерикан ская - в 430 м и л ­ лиардов).? И гор ь С ечин соверш енно ®раведливо зам ети л , что российские ломпании вообще недооценены , к тому *0 ExxonMobil п е р ер аб аты в а е т в два Раза больще неф ти , чем «Роснеф ть» . *^®надо добавить , что российские ком ­ пании гораздо позднее вышли со свои- ии акциями на финансовы е рынки , на “едущие бирж и , и потому их, как н е ­ сколько лет назад « Г а з п р о м » , д е й ­ с т в и т ел ь н о н е д о ­ о ц е н и в а ю т . Н о есть и другие при- чины : старое о б о ­ рудование на НПЗ, низкая глубина переработки нефти, б о ­ лее высокие затр аты на всех стадиях добычи, транспортировки и переработ ­ ки. Кроме того, компания инвестирует в производство экономичных двигате ­ лей, лёгких автомобильных пластиков, производство несдувающихся шин, ак ­ кумуляторов для гибридных эл ек тро ­ мобилей, занимается прорывными тех ­ нологиями в производстве биотоплива из микроводорослей и ряда в о стр ебо ­ ванных на рынке химических продук ­ тов, но не из нефти, а из растительного сырья. Поэтому стоимость её и растёт. После того как П равительство РФ у т ­ в ерди л о н о вы е т е х н и ч е с ки е р е г л а ­ менты и сроки их введения , р о с си й ­ ские неф тяные компании вынуждены бы ли в зя ть ся за модерни зацию сво- но устаревш ие «Жигули» и п р е с т ар е ­ лые автобусы с их дымными и вредны ­ ми выхлопами . Если же «входить в по ­ ложение» их владельцев , то они станут ездить на них и по 30 лет. КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕФИЦИТА Р а зум еется , д еф иц и т вы с о к о о к т а н о ­ вого б ен зин а может бы ть и не таким зн ач и т ел ьны м , если Россия вп иш е т ­ ся в общ емировой тренд замены неко ­ торой части минерального топлива на био топливо , станет гораздо шире и с ­ пользовать природный газ и поошрять владельцев м алоли тр аж ек и эл е к т р о ­ мобилей . По данным экспертов , в н ы ­ нешнем году в мире будет продано 400 тысяч электромобилей , а в 2020 году - уже более 7 миллионов . Обшественный транспорт станет более удобным (в Л и ­ пецке , как и зв е с тн о , п л ани рую т п о ­ строить лёгкое метро). К сожалению , приходится напоминать о том, что нередко или оптовые постав- шики, или непосредственно на АЗС, бо- дяж ат бензин , продают ф альсификат за Е ж е г о д н ы й п р и р о с т а в т о м а ш и н т о л ь к о в Л и п е ц к е с о с т а в л я е т 1 0 - 1 2 тысяч, ПОЭТОМУ для СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА В НОРМАЛЬНОМ состоянии ОЧЕНЬ ВАЖНО , КАКОЕ ТОПЛИВО В БЛИЖ АЙШ ЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛИСТЫ ИХ заводов . По данным «ВНИПИнеф - ти», в этом году заканчивается ввод 16 установок, увеличиваюших октановое число бен зин ов : на Н о в о ку й быш ев ­ ском НПЗ мощ ностью 1,2 м иллион а тонн в год за счёт риформинга , с помо ­ щью процесса и зом ери зации м ощ но ­ сти почти на 3,5 миллиона тонн на Куй ­ быш евском , Туапсинском , А стр ах ан ­ ском НПЗ, Сургутском з е к , на заводах неф теоргсинтеза в Нижнем Н о в горо ­ де и Киришах. Три установки вводятся в Ангарске, Сызрани и Нижнем Новго ­ роде на 660 тысяч тонн высокооктано ­ вого бензина, который станут получать в процессе алкилирования . Но самые крупные мощ ности - п оч ­ ти на 10,5 миллиона тонн - вступят в строй на московском и омском з а в о ­ дах «Газпромнефти» , а такж е в Н иж ­ нем Новгороде, Салавате, Сызрани и на Куйбышевском НПЗ. Здесь бензин бу ­ дут вы р абаты вать в процессе к а т а л и ­ тического крекинга. Но и этих мощно ­ стей не хватит, чтобы полностью о б е ­ спечить ав том обили сто в более кач е ­ ственным , чем сейчас , топ ли в ом . И, если иметь в виду сохранение здоровья людей , то надо бы убр ать с улиц д а в ­ качественное топливо . Два года назад из проверенных партий вы сокооктано ­ вого бензина (повторяю , не из общего количества, а из проверенного ) 25 п р о ­ центов оказалось фальсификатом . При таких масш табах д еф ици та , кон ечно , не будет. Но у ч ёны е п р е д л а г аю т д р у го й в ы ­ ход. Однако и между ними нет е д и н ­ ства мнений по поводу и сп оль зов ани я биоэтанола как окси гената , повыш аю ­ щего октановое число . По м нению ге ­ нерального директора ОАО «ВНИПИ - нефть» Владимира Капустина и учёных РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, приняти е двух закон о в мож ет р ещ и ть сразу две проблемы : повыщ ения кач е ­ ства бензинов и устранения их д еф и ц и ­ та. Н еобходимо отм енить акци з на т о ­ пливны й би о э т ан ол и о б я з а т ь д о б а в ­ л ять его в пределах восьми проц ентов в бензин . При расходе последнего в 39- 40 м ил ли он о в тонн в год это го к о л и ­ чества топливно го этанола хватит для у стр ан ени я в о зни к аю щ е го д еф иц и т а . Кстати, такое законодательство уже не ­ сколько лет действует во Ф ранции , Ве ­ л и к о б р и тани и , Германии , где ниж ней точкой отсчёта п ри н я ты 5 п роц ен то в №22-23 (300-301), 2 - 8 июня 2014 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz