Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

42 гид В Е РА П омню, в октябре далёкого 1968 года я ходил вокруг церкви с фотоаппаратом в по- исках нужного мне кадра. Примеривался, пристраивал- ся, искал нужную точку… И вдруг слы- шу за спиной: – А ведь я за неё два года на Соловках отбыла! Оглянувшись, увидел тётю Катю, Ека- терину Егоровну Филатову, более из- вестную на селе как Котя-монашка. Тётя Катя пригласила меня в свою ма- ленькую, словно игрушечную, избёнку, что стояла тут же, у церкви. Погово- рить, погреться, холод-то на улице был весьма ощутимый: поздне-осенний. А в избе – жарко, уютно. Красный угол – весь в иконах. Огонёк лампадки высве- чивал дорогие сердцу лики, строгие и торжественные. На краю кровати и на лавке, поставленной поперёк комнаты, на больших пяльцах натянуто одеяло – тётя Катя славилась умением стегать хорошие ватные одеяла. Она долго рассказывала о событиях в селе конца двадцатых годов, о Солов- ках... Когда подошло время прощаться, дала мне несколько пожелтевших листов, сложенных вчетверо, кое-где протёр- шихся до дыр, – копию приговора по делу№2-510. Все эти документы до сих пор хранятся в моём личном архиве. Монашка-черничка Тётя Катя была монашкой-черничкой. Так на Руси называли девушек, которые отказались от замужества во имя слу- жения Богу. Кто мог заставить их пойти на такой шаг? Родители могли «заве- щать» свою дочь Церкви, если она рож- далась очень слабенькой или у отца с матерью был какой-то долг перед Бо- гом. Выполнение родительского обета было обязательным. Но от замужества девушка могла отка- заться и самостоятельно, в сознатель- ном возрасте. Для такого решения на- ходились разные причины, и прежде всего, обет, данный девушкой в печаль- ную минуту жизни, или безысходность ситуации, которую подкидывала судь- ба. Как в случае с тётей Катей. Чернички отличались смирением, тру- долюбием, славились набожностью, соблюдали посты и усердно посещали церковь. Они были грамотными, чита- ли религиозные книги, знали Еванге- лие, жития святых, могли петь в цер- ковном хоре. Такой уровень духовно- сти и весь образ жизни черничек вызы- вали одобрение односельчан, они пользовались уважением окружающих и становились необходимыми членами общества. Чернички жили скромно, ходили, опу- стив голову, всегда в чёрной одежде в знак смирения и обетов благочестия – оттого и «чернички». – Семи годов у меня уже не было ни отца, ни матери, – рассказывала тётя Катя. – Жила я после этого у дедушки в соседнем селе Романове. У него была маслобойка. Однова озорники-маль- чишки толкнули меня, и я попала но- жонкой в механизм. Ногу-то и поло- мало сразу в нескольких местах, по- Д ЕЛО № 2-510 Церковь Рождества Христова в Перехвали всегда волновала моё сердце, особенно во времена, когда она была поругана и разрушена. Хотелось иной судьбы для храма, как, впрочем, и для людей, которые жили и живут рядом с ним № 18 (244), 13 – 19 мая 2013 г. Церковь во имя Рождества Христова в Перехвали Фото из архива Д. Коробова, 1968 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz