Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
38 культура Д Е Н Ь М У З Е Е В № 18 (244), 13 – 19 мая 2013 г. провокационную скандальную крича- щую экспозицию. Для чего? К имиджу Русского музея это ничего не прибавит. Создайте альтернативную музейную площадку рядом, и они будут прекрасно соседствовать! Не продуктивно и не по- лезно смешивать всё в одну кучу. Музей обязан оставаться музеем. Как опера оперой. Ничего страшного в том, что в оперных театрах начали использовать радиомикрофоны. Но сие не обознача- ет, что для лучшей слышимости нужно сносить элементы декора и лепнину. Заметим, исконного музейного про- странства и так осталось немного. Оно уязвимо, оно утрачивается, преобразу- ется во что-то очень далёкое от изна- чального смысла. Формат Липецкого областного художественного музея ча- сто упрекают в излишнем консерватиз- ме. На самом деле, мы так мало места занимаем! Пусть эта старенькая шкату- лочка – наше здание – остаётся тако- вой! Организуйте площадку для пульси- рующего современного ритма в искус- стве отдельно от нас, и это будет только во благо. Наша среда складывалась го- дами, она является своего рода архаич- ным напоминанием о том, каким дол- жен быть музей. Мы готовы усложнять выставочную программу, но не за счёт её модернизации, а наращивая обороты в своей нише. Поверьте, это наша пер- востепенная задача, и не так уж легко осуществимая. Во всём многообразии культурного спектра заметным сегментом выступа- ют альтернативные формы искусства, основной характеристикой которых яв- ляется противопоставление себя тради- ционным формам. Само собой, пред- ставители упомянутых жанров претен- дуют на своё место под солнцем, всяче- ски стремясь попасть на крупные выставочные площадки. Стоит ли гово- рить, что наиболее убедительны в этом смысле как раз-таки респектабельные музеи с продолжительной историей и крепкой репутацией, такие как, напри- мер, Пушкинский, Русский, Эрмитаж… Очевидно, что для самоутверждения или в силу каких-либо иных причин хо- чется оказаться где-то рядом, а ещё луч- ше – внутри. Идут ведь в большинстве случаев не на Иванова-Петрова-Сидо- рова, а в Русский музей или в Эрмитаж. Обнаруживая тамнечто эпатирующее, у человека происходит подмена понятий. Возьмём хорошо известный липецкому зрителюСоюз русских художников. Ор- ганизация традиционалистской ориен- тации, близкой к классиче- скому наследию отечествен- ной живописи. Им, безуслов- но, хочется видеть себя в Третьяковской галерее, в Ца- рицыно, в Эрмитаже. Но лишь проверка временем – хороший фактор для подкре- пления амбиций. Всё то, что составляет основу коллекций крупнейших музейных фондов, выдер- жало тест веков, подтвердив свою абсо- лютную ценность. Искусственно нару- шать целостность десятилетиями, а то и столетиями складывавшегося фунда- мента вредно. Экспериментировать с синтезом старого и нового – означает осознанно нарушить единство восприя- тия. Такое противоречие чрезвычайно опасно для сознания человека, только- только встающего на путь познания бо- гатейшего культурного наследия. Со- знание нашей публики только лишь на- чинает формироваться. Возможно, кому-то и на руку специаль- но противопоставлять архаичную клас- сику остроактуальному модерну, де- скать, «а давайте сравнивать». Но тогда пространство, в котором пытаются сме- шать столь разные субстанции, вступа- ет в противоречие с содержанием. Из-за этого происходит разрушение гармо- нии внутри зрителя. Согласитесь, перед музеями стоят совсем иные задачи. Они призваны проповедовать именно гар- монию, красоту. Музей – это храм муз. А служение муз не терпит суеты. Про- дукт, с которымимеют дело музейщики, чрезвычайно травмоопасен и требует крайней степени деликатности в обра- щении. Раньше говорили: книга – луч- ший подарок. Подразумевая, что книга не может быть плохой. Но выясняется, что книга может быть плохой, и не вся- кий предмет, имеющий страницы, обла- дающий признаками книги, является таковымпо сути. Имузей также. Не вся- кий музей вправе считаться музеем. Развивая мысль, музей – это, скорее, не статус, а формат работы. Нет прямой связи между количеством экспонатов и формальным наименованием. Согласи- тесь, есть и крохотные мемориальные музеи, и гиганты с десятками зданий по всему миру. Как осуществляется работа с коллекцией и как она используется – вот краеугольные камни в понимании вопроса. Музей – место, где предмет из- учается, хранится и экспонируется. Если убрать одну из составляющих, утрачивается изначальный смысл. То есть музей превращается или просто в склад, или в галерею, или попросту в игровую площадку для реализации со- мнительных авантюр. Музей – слово с богатым смыслом, с традицией. Да и с множеством воплощений. Служенье муз не терпит суеты Насколько хорошо деятельность совре- менного музея подкреплена методиче- ски, информационно и финансово – Павел МАТВИЕЦ: Музей – слово с богатым смыслом, с традицией. Да и с множеством воплощений, говорим ли мы о художественных, литературных, мемориальных, естественнонаучных, технических и иных видах музеев Из фондов музея А. С. Суворова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz