Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

37 № 18 (244), 13 – 19 мая 2013 г. (в данном случае – музеем) и потреби- телем. Статистика посещаемости музе- ев в последние годы демонстрирует ко- лоссальный прирост. Значит, традиция проводить семейный досуг в учрежде- ниях культуры возвращается. Гражда- нин растёт в музее: попадая туда в ран- нем детстве и регулярно возвращаясь на каждом этапе взросления, у человека формируется устойчивая привычка по- сещать музей, это становится достояни- ем его личности. Сегодня во всех уголках страны, подоб- но росткам, начинают появляться всхо- ды нового музейного мышления. При- ятно и удивительно наблюдать, как по- сле долгого перерыва музейщики обра- тили взоры друг на друга, осознали всю важность и насущную необходимость сотрудничества и взаимодействия. Липецкая областная картинная галерея получила статус музея в январе 2013 года. Путь преобразования был нелёг- ким, но при поддержке областных вла- стей, дважды организовавших совмест- ные проекты с Государственным Эрми- тажем на базе картинной галереи, этому движению был придан мощный стимул. Стоит признать, что часто приходится сталкиваться и с недостатком навыков подобного рода работы: долгие годы никто никуда не ездил, никаких проек- тов не создавал, а только выживал. Да, крупные музеи при поддержке государ- ства продолжали заниматься научными изысканиями, выбирались за рубеж. Но в то же самое время в стране наблюда- лась жуткая стагнация. Привезти какую-то актуальную, добротную вы- ставку – средства, перевозка, безопас- ность, – нет уж, и думать не стоит. Ситу- ация поменялась – хорошо, однако это лишь полдела. Реализовать выставоч- ный проект мало – нужно, чтобы он был интересен! –Музеев нынче – великое множество, и самых разных, – убеждён ПавелМатви- ец. – И экспозиций, соответственно. И людей креативных, энергичных тоже хватает. Хорошо, что в музеи стала при- ходить на работу молодёжь. Выпускни- ки самых разных факультетов и гума- нитарных специальностей пополняют кадровый состав. Создаются творче- ские команды, где каждый генерирует идеи. А из них в итоге рождаются пре- любопытные вещи. Бесспорно, научные разработки – не- отъемлемая часть жизни музея. Наука предполагает всестороннее изучение предметов и экспонатов, составляющих фонды. Для расширения границ тради- ционного понимания музейной работы необходимо сломать стереотипное представление о музейщике как о хра- нителе древностей, идеальный образ которого – ничего не доставать из хра- нилища на свет Божий, ничего не пока- зывать, повесить огромный замок на дверях. Не подумайте только, что я бро- саю камень в огород советской музей- ной школы. Нет и ещё раз нет! Замеча- тельно продуманной и отлаженной си- стеме музейного дела в СССР мы и обя- заны тем, что эти учреждения культуры выстояли в кризисный период. Многие вещи были сохранены именно в силу консерватизма и строгого следования инструкциям. Толково прописанные положения регламента позволили воз- держаться от принятия поспешных ре- шений и необдуманныхшагов: перерас- пределении фондов, корректировки правил работы и тому подобного. Пра- вовая база не допускала свободных ма- нёвров. Напомню: после революции в Эрмитаж пожаловали свежие кадры, призванные проводить идеологическую пропаган- ду. По их мнению, ничего общего с но- вым миром, который они строили, хра- нившееся в фондах искусство не имело. Посему постановили весь «хлам» при- прятать подальше и сформировать но- вую экспозицию. Бывалые музейщики, служившие ещё со времён Николая II, активно сопротивляться не отважи- лись. Тем не менее в силу своего опыта, гибкости и ума сумели выстроить отно- шения с советской властью таким обра- зом, что Эрмитаж уцелел. В то же время музей стал открытым, что, безусловно, пошло во благо. Сочетание здорового консерватизма с прогрессивными идея- ми дало положительный результат. Традиции и инновации Многих музейщиков смущает излиш- няя активизация на их поле. Если заду- маться, то становится очевидным: ны- нешнее движение приведёт через опре- делённый период к фантастическим ре- зультатам, и не стоит этого бояться. От пришедших в музейное пространство современных технологий уже всё равно никуда не денешься: мы давно живём в высокотехнологичной среде, уже не мыслим себя без преимуществ, которые они обеспечивают. Ортодоксально настроенные музейщи- ки зачастую противятся появлению в своих «храмах» мультимедийных ком- понентов – информационных киосков, интерактивных табло. Но ведь никого не смущают, скажем, современные си- стемы кондиционирования, помогаю- щие поддерживать максимально благо- приятные для сохранности фондов ус- ловия. Зачем противиться естественно- му развитию событий? С другой стороны, соблюдать умеренность в диа- логе традиций и инноваций – главное условие безболезненного перехода му- зеев на новый виток эволюции. – Развивая внутреннее пространство музея, нужно подавать его именно тем, чем он является, – уверен молодой ру- ководитель. – Полностью переосмыс- ливать музейнуюсреду нельзя ни в коем случае. Более того – её надо оберегать! Нет смысла выставлять в Русском музее культура Д Е Н Ь М У З Е Е В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz