Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
культура Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К И Е В С Т Р Е Ч И 40 например, в караготы ходила лет с пяти, и всё стояла да слухала, как стар- шие поють. Вот их песни мы до сих пор и исполняем. В нашем селе дюжа хоро- шо мужики плясали. Ив ансамбле было когда-то четыре мужчины. А сейчас у нас один солист – Александр Иванович Колядин. И как он пляша – заглядение! Но у нас не только песни старинные, но и костюмы, некоторым они достались от бабушек. В коллективе же собрались люди разных возрастов. Вот так всё и происходит – одни исполнители ухо- дят, им на смену приходят молодые – так песня русская никогда не умрёт! – Сейчас очень много и громко кричат со всех трибун о том, что мы что-то со- храняем, что-то даже возрождаем. А я скажу так – скоро уже нечего будет со- хранять, если не создать благоприят- ные условия для хранения, если не ор- ганизовывать фольклорные коллекти- вы, если не поддержать ныне живущих и не спровоцировать рождение новых носителей нашей национальной куль- туры! – вступает в заочный спор с бел- городскими певуньями предводитель уникального воронежского ансамбля «Время» Сергей Иванович Пискарёв. – Мы, например, некоторые песни воро- нежско-белгородского пограничья просто наново распели по нотам, ни- когда прежде не слыша их живого ис- полнения. С одной стороны, «Время» стало продолжателем традиций, а с другой – явилось как бы подлинным исполнителем забытых песен. Получа- ется, что мы даём традиции новую жизнь, а может быть, просто создаём новую традицию – ведь никто уже не знает, как тот или иной мотив звучал сотни лет назад… «Время» – коллектив сугубо мужской. СергейПискарёв, ученик доброго друга и старшего опытного советчика «Вос- кресения» Галины Павловны Сысое- вой, руководителя кафедры музыкаль- ной этнологии Воронежской академии искусств, так и задумывал своё детище изначально. Сергей Иванович говорит, что Воронежско-Белгородское погра- ничье – это исторически территория мужского пения. Затем мужчины сдали и в этом свои позиции, на ихместо вста- ли женщины, перенявшие агрессив- ную, напористую манеру исполнения. Но за желание соригинальничать Пи- скарёву пришлось дорого заплатить: традиция мужского исполнительского искусства как таковая в регионе почти полностью утратилась, поэтому её нужно было восстанавливать по крупи- цам, находить материал в экспедициях и в нотных запасниках этнографов про- шлого века… За почти двадцатилетие существования «Время» заработало себе имя, и уже более 15 лет на родине в Новой Усмани они проводят знаме- нитый на всё Черноземье трёхдневный фольклорный фестиваль «На Троицу». – Когда мы начинали, то были, пожа- луй, единственным мужским фоль- клорным ансамблем, – резюмирует Сергей Пискарёв. – Сейчас, конечно, ситуация поменялась. В Новосибирске даже проходит фестиваль мужской тра- диционной культуры. К сожалению, фестивали – это современная форма существования народной культуры, в большей степени носящая пропаган- дистский характер. «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин…» Безусловно, пропагандировать, то есть нести в массы традиционное искусство можно разными способами. Кристина Иващенко всякий раз не устаёт повто- рять, что учителями любого професси- ональногофольклориста всегда являет- № 2 (228), 14 – 20 января 2013 г. Семейное «Древо» Липецкого района Варвара Дмитриевна Ходыкина и Александр Иванович Колядин с белгородчины Мужское «Время» из воронежской Новой Усмани Легендарный фольклорный коллектив села Подсереднее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz