Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
29 общество О Б РА З О В А Н И Е – Что входит в понятие доступности обра- зования? На что родитель должен смо- треть, когда определяет ребёнка в ту или иную школу (помимо её близости к дому)? Если школьник интеллектуально и физически готов учиться в гимназии или лицее высочайшего уровня, а его ро- дители не в состоянии каждый месяц сбрасываться на нужды школы и класса (нынче это называется оказание благо- творительной помощи, без которой могут и не взять в учебное заведение), то куда этому «неудачнику» нужно обращаться: к вам или в прокуратуру? – Качественное образование ребёнок получает в той школе, где к нему отно- сятся по-человечески. На этом мож- но поставить точку. Хороших учителей у нас больше, чем посредственных. Но главная драма заключается в том, что не все родители и ученики могут найти «своего» учителя. Поэтому к сменешко- лы, класса нужно относиться спокойно. Да и в начальном, среднем и старшем звене к учителю предъявляются разные требования. Поэтому я могу посовето- вать родителям: ищите, в области много школ, разных, поэтому свою вы обяза- тельно найдёте. А доступное образова- ние – это образование равных возмож- ностей. При этом, выбирая ту или иную школу, родители должны смотреть не только на её «биографию», статусность учебного заведения, но и обращать вни- мание на то, какие ценности культи- вируются в родительском сообществе школы. Это очень важно! Хотя об этом мало кто задумывается. Адресов, куда можно обратить- ся, много: это и городской депар- тамент образования, и област- ное управление. А если и мы не сможем повлиять на ситуацию, то прямой дорогой идите в про- куратуру. Однако есть дух зако- на, а есть его буква. Прокуратура на некие субъективные причины смотреть не станет, так что лучше всего разрешать проблемы на ме- сте. Сейчас идёт формирование первых классов. И когда возни- кают «неразрешимые» противо- речия, я говорю, что в школе есть определённое количество парт и сту- льев, лишний стул никто приставлять не станет, поэтому нужно всё делать во- время, по закону и по совести. – В сфере дошкольного образования раз- работчики «дорожной карты» поставили задачу обеспечить всех детей местами в детских садах. В этой связи планируется расширение сети муниципальных и част- ных детсадов и вариативных форм до- школьного образования. В Липецке в по- следнее время наблюдается бум на част- ные детские садики и центры развития. С чем это связано? – Сейчас на законодательном уров- не закреплено: дошкольное образова- ние – это первый уровень общего обра- зования. Другое дело, что пребывание ребёнка в детсаду делится на две ча- сти: образование и присмотр. Сегодня для многих родителей главное – при- строить куда-то ребёнка. Вот и начали частные центры, садики «эксплуатиро- вать» только конёк «ухода» за детьми. Если такая «специализация», где с ре- бёнком поиграют и накормят, но он не получит систематических учебных за- нятий, пап и мам не смущает, они ведут туда своих чад, а образовывают уже в центрах развития. В лицензированных же дошкольных учреждениях всё оста- ётся по-старому – там и учат, и пригля- дывают. Что же касается строительства новых муниципальных детских сади- ков, то оно будет продолжаться. Было бы хорошо вернуть практику создания корпоративных дошкольных образо- вательных учреждений. А ещё мы про- должаем «мечтать» и постоянно гово- рим о возврате зданий садиков, кото- рые пару десятилетий назад перешли в другие ведомства. – Планируется, что большие средства пойдут на дополнительное образование. Как они будут потрачены? И согласны ли вы с мнением, что государство потихо- нечку начинает признаваться в том, что, практически уничтожив этот образова- тельный сегмент, оно потеряло не одно поколение детей? – Я не считаю, что государство ухо- дило из дополнительного образова- ния. Просто проблемы, захлестнувшие страну, не обошли стороной и нас. Что же касается финансового обеспечения системы дополнительного образова- ния детей, то в следующем году из кон- солидированного бюджета области мы получим более 900 миллионов рублей. Сейчас региональное допобразование насчитывает 63 учреждения, в которых обучаются около 60 тысяч воспитанни- ков. Из них 14 тысяч занимаются пла- ванием в бассейнах, что строятся в об- ласти с 2005 года. – А теперь о зарплате учителей. «Дорож- ная карта» предполагает перейти на контрактную систему – сумма заработ- ной платы будет зависеть от уровня пе- дагога и от качества предоставляемых им образовательных услуг. Так вот, я хочу спросить: не станет ли это очеред- ной коррупционной лазейкой? Нечест- ные на руку директора примутся уволь- нять хороших, но нелояльных педаго- гов, а те учителя, которым новая систе- ма оплаты труда гарантирует повышение оклада, будут вынуждены «делиться» с руководителем? – Хороший директор, заботящийся о развитии своего учебного заведения, никогда не допустит того, чтобы ря- дом с ним остались одни только непро- фессионалы и подхалимы. Контракт- ная система как раз предполагает опре- делённые взаимные обязательства: ра- ботник гарантирует высокое качество труда, а директор – достойную оплату. Но всё должно быть индивидуально. И нужно понимать, что эффективный контракт не будет массовым. Изо всего педагогического коллектива школы его могут заключить с пятью-десятью луч- шими учителями. . Беседовала Евгения ИОНОВА, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) Олег КОРОЛЁВ, глава администрации Липецкой области: «Дорожная карта» — это путь к повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения. Наша основная задача – создать условия для формирования воспитательной среды и непрерывного образовательного процесса № 17 (243), 6 – 12 мая 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz