Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

27 общество О Б РА З О В А Н И Е гут найти себя в новых реалиях, станут основными кандидатами на сокраще- ние. Работа эта очень непростая. Од- нозначно могу сказать, что обвально- го сокращения и, как следствие, мас- совой безработицы не предвидится. Ведь в «дорожной карте» говорится о государственных вузах. Поэтому со- кращённые педагоги могут найти себя в негосударственной системе. Важно только помнить, что и там, и там нуж- но давать качественное образование. Поэтому советую педагогам внима- тельно и критично посмотреть на себя, оценить свои возможности и, быть мо- жет, перестроиться. Сокращение чис- ла самих вузов будет происходить в основном за счёт уменьшения филиа- лов. Конечно же, уйдут с поля высшей школы коммерческие институты, ко- торые в меньшей степени относятся к образовательным учреждениям, явля- ясь, по сути, конторами по выдаче ди- пломов, а также неэффективные вузы. Последний рейтинг показал, что в на- шей области неэффективных высших учебных заведений нет. – Приоритеты высшейшколы смещаются в сторону науки, но не фундаментальной, а прикладной, как мне представляется. Заказчику, то есть производственнику и самому учёному-педагогу, важно, чтобы научные разработки приносили при- быль. Выходит, наш технический универ- ситет находится в более выгодном поло- жении, у него есть потенциальные заказ- чики (НЛМК, экономические зоны, пред- приятияразличныхформсобственности), они же и работодатели, как для студен- тов, так и для преподавателей. А педаго- гические вузы, как всегда, останутся в хвосте паровоза, потому что их научные изыскания не имеют непосредственной прикладной ценности… – Всё относительно. Для многих препо- давателей ЛГПУ и ЕГУ именно сегод- ня открываются большие перспекти- вы. Только для этого нужно изменить сознание. Государство делает крен, ска- жем так, в сторону индустриализации, то есть прикладной науки. Поэтому гу- манитарный блок немного сократится, а вот деньги на развитие инженерных специальностей будут выделяться до- полнительно. – То есть образование обслуживает вре- мя. И что сегодняшний день диктует, на то образование и откликается… Но это так, ремарка. Мы же продолжим движе- ние по маршруту – профессиональное образование. В области планируют соз- дать три многофункциональных центра прикладных квалификаций. Означает ли это, что укрупнению подлежат не только вузы, но и ПТУ с профессиональными ли- цеями и колледжами? Что это даст учени- кам и как отразится на преподавателях, их зарплате и занятости? – Пока сложился только красивый об- раз многофункционального центра прикладных квалификаций. Прописа- ны рекомендации, не более. Точно это не будет новое образовательное учреж- дение, а лишь новая форма предостав- ления образования или переобучения, причёмне толькомолодых, но и зрелых людей. К примеру, женщина ушла в де- кретный отпуск, но по прошествии трёх лет поняла, что не хочет возвращаться на прежнее место работы. Где ей прой- ти переобучение? В профучилищах, где учатся совсем юные ребята? Большин- ство постесняется. А в новом центре это будет возможно и, самое главное, ком- фортно для наших сограждан. В неко- торых липецких училищах подобные программы уже опробованы. Только работа эта несколько хаотична и зави- сит от стихийных запросов рынка тру- да. Поэтому мы её систематизируем. Надеемся на базе трёх профтехучилищ (двух в Липецке и одного в Ельце) соз- дать центры (без права юридического лица), предлагающие дополнительные программы в сфере профессиональной подготовки. Но не стоит забывать: мы говорим о многофункциональных цен- трах прикладных квалификаций, а это означает, что теоретическая подготов- ка здесь будет завязана с практикой. – В «дорожной карте» прописано, что подготовка в учреждениях профобразо- вания должна учитывать особенности ре- гионального рынка труда. Просветите, пожалуйста, какие специальности в об- ласти нынче в дефиците и кому из со- трудников училищ уже сегодня пора за- думаться о дальнейшем трудоустройстве. – Государственный заказ в сфере проф- образования формируется, исходя из нужд экономики. Но насколько граж- дане готовы следовать этому заказу? Ведь уже не один год твердят о пере- избытке юристов, а поток желающих послужить Фемиде не уменьшается. У нас в регионе в приоритете более пяти- десяти профессий. К примеру, мы точ- но знаем, что Липецкой области к 2018 году понадобятся ещё около двух ты- сяч квалифицированных водителей, а ещё электрики, слесари, трактористы – машинисты, строители, электрогазо- сварщики, чистильщики. Область ини- циирует огромное количество строек, где нужны высококлассные специали- сты-рабочие. Мы постоянно корректи- руем контрольные цифры приёма аби- туриентов на те или иные рабочие спе- циальности. Только бы сами работо- датели были реально заинтересованы в этих специалистах. И, приглашая че- ловека на работу, указывали его истин- ную зарплату, а не серую. И ещё одна, быть может, самая важная деталь – профориентация. Сегодня ею заняты сами образовательные учреждения, тогда как во всём мире это задача ра- ботодателей. Студент изначально дол- жен знать, где и чем он будет занимать- ся после диплома. Ежегодно от 200 до 300 учащихся учи- лищ и техникумов мы недобираем. Это много. В перспективе учебные заведе- ния, не выполняющие план, будут за- крываться. И тогда к нам придут пред- приниматели всех мастей с упрёками, что мы оставляем их без кадров. Спра- шивается: а вы сами бываете в школах, объясняете ребятам, что каменщик – № 17 (243), 6 – 12 мая 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz