Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
14 № 15 (241), 15 – 21 апреля 2013 г. главная тема П РА В О – А кто должен это оценивать? По какой шкале? – Если ребёнок убежал из дома, кто должен оценивать? Таких бегающих в России очень много. Идолгое время го- сударству на это было наплевать. В 90-е годы считалось, что нечего милиционе- ру интересоваться, почему несовер- шеннолетний ночует на вокзале – ребё- нок свободен, в том числе и в выборе места для ночлега. Но ведь он может привыкнуть и уже взрослым также но- чевать на вокзале. Зачем нам тогда го- сударство? Разве мы платим налоги для того, чтобы никто и ничем не занимал- ся? Так вот дети – это забота государ- ства. И если ребёнок убежал, для опре- делённых структур прозвенел первый звоночек, чтобы войти в семью и по- смотреть, как в ней живут дети. Юве- нальная юстиция – это особый подход к ребёнку. Плюс профилактические меры… – Тогда почему её так боятся? – Так вы спросите у тех, кто боится… – Все нормальные люди боятся… – А я могу привести вам множество фа- милий людей, кто не боится. При этом они к нашему профессиональному, то есть юридическому, сообществу не имеют никакого отношения. Я могу спросить в ответ: а почему вы боитесь? – Странно, значит, вам на руку ситуация, когда народ напуган? Но это же вы, про- фессионалы, не умеете грамотно и понят- но объяснить людям свою позицию. Ведь, скажем так, ювенальная юстиция подаётся простому обывателю как некая демоническая структура… – А кто её так подаёт? – Пока не я… – И не я… – Но для меня именно вы сейчас являе- тесь официальным лицом ювенальной юстиции – с вас и спрос. – Так я же всё и рассказал. Вот вы спра- шиваете: почему государство вправе вмешиваться в жизнь семьи? Если ре- бёнок оказался на улице – это пробле- ма. Яже не утверждаю, что за это нужно судить его самого или родителей – нуж- но разбираться в ситуации. – Но ведь люди видят, что творится в тех странах, где ювенальные технологии в силе: из-за простой оплошности, несдер- жанности, особенно- стей национального воспитания ребёнка могут забрать из семьи. Для многих россиян за- падный опыт «сожи- тельства» с ювеналь- ной юстицией не явля- ется положительным и не становится примером для подражания. Люди пони- мают: ювеналка нивелирует семейные ценности, разрушает мир семьи, вторга- ется в религиозное мировосприятие. Мы же все – люди, и друг другу не враги. Нам нужно находить точки со- прикосновения, когда речь заходит об обеспечении безопасности жизни наших детей. Так давайте обой- дёмся без колкостей… – Когда говорят о том, что детей отбирают ювеналь- щики, я утверждаю, что на сегодняшний день ювенальной юстиции в нашей стране нет. Но детей-то всё равно отбирают. И делают это представители государ- ственных структур. Почему к ним наши граждане не предъявляют претензии? А теперь о статистике. Большая часть насилия над детьми совершается в се- мье. И большинство убийств детей происходит там же. А поскольку у нас нет ювенальной юстиции, то органы опеки ходят и изымают подвергшихся насилию детей из семьи. Бывает, они отбирают ребятишек только за то, что на столе нет апельсинов или мама ча- стенько оставляет дом без присмотра, потому что много работает, чтобы по- ставить своих детей на ноги… Поэтому мы и говорим: нельзя отдавать судьбу семьи, судьбу детей на откуп двум спе- циалистам из службы опеки. Должна быть гласная судебная процедура, с разбирательством всех аспектов. И де- лать это должны профессионалы. Ведь для того, чтобы ребёнок жил в семье, нужно в первую очередь работать с се- мьёй. Если в доме всё в порядке, то и у ребёнка – всё хорошо. Иматериальный критерий не ставится нами во главу угла. Дети хотят жить в семье, даже с пьющими родителями. Поэтому нам важно сохранить семью. А что касается религиозных ценностей, которые яко- бы ювенальная юстиция разрушает, то многие церковные деятели вовсе не против ювенальных технологий. На- пример, мы сотрудничаем с Православ- ным университетом. Вы ещё говорите о том, что в семью никто не должен вме- шиваться. А как же раньше, в деревнях всё было на виду, и всегда каждый мог покритиковать манеру воспитания со- седа. Да и священники ходили по домам и увещевали нерадивых родителей. Сейчас священники есть не везде, ме- няется форма опеки семьи. На Западе нет единой модели ювенальной юсти- ции. Во Франции это, в основном, уго- ловное правосудие – все вопросы изъя- тия детей отданы семейным судам. Во всех мусульманских странах, напри- мер, в Пакистане, Иране и Египте, есть специализированные суды, которые на основе мусульманского права занима- ются семейными и детскими вопроса- ми. Эту практику активно использует и ЧТО ДАСТ «ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ» РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ? Принятие «ювенальной юстиции» принесёт больше пользы или вреда Детям 38% 44% 19% Родителям 26% 54% 20% пользы вреда затруднились ответить Алексей АВТОНОМОВ: Опыт внедрения ювенальных технологий в России есть, есть он и в Липецкой области. Но общей системы нет. Сейчас по большому счёту у нас действуют карательные меры: «изъять», «наказать». Наказывать нерадивых родителей, безусловно, нужно, но это мера крайняя Алексей АВТОНОМОВ: Ювенальная юстиция – это индивидуальный подход к судьбе ребёнка при сохранении семьи. Если родители безработные, зачастую это не их вина – помогите им найти работу и заработок, тогда и рацион питания ребёнка улучшится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz