Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
39 культура П Е Р С О Н А О Ельце Свой фильм «Бесконечность» я снимал двадцать лет назад в разных городах – Ярославль, Ростов Великий, Петровск, Рыбинск, есть в картине буквально мо- мент даже из Костромы. Долго мы ис- кали ещё один подходящий город для эпизода в фильме. Моя ассистентка по- советовала Елец, но поехали мы туда через Тамбов, Мичуринск, однако не нашли там нужной натуры, как и, соб- ственно, в Липецке. Приехали в Елец и… увидели замечательный храм ( в ка- дре Вознесенский собор . – Прим.ред. ), нашли место, откуда его можно краси- во снять. В русском маленьком провин- циальном городке всегда было не- сколько, что называется, атрибутов – торговые ряды, каланча. Вот от Ельца и повеяло таким духом. Плюс порази- тельные улочки, подъёмы, деревья… Я, в общем-то, городской человек, но лю- блю города, так сказать, традицион- ные, старые. В нынешний приезд я обязательно по- сещу Елец (это одна из главных целей моего визита на липецкую землю), по- тому что воспоминания остались от него самые лучшие. Правда, был один забавный эпизод. Когда мы приехали в Елец первый раз для ознакомления, нас поселили в какой-то гостиничке с ужас- ным туалетом, а мне достался номер, где окно заслоняла схема города Ельца, которую я, выглядывая наружу, посто- янно и изучал. Однако в период следу- ющей киноэкспедиции в городе была отстроена уже новая гостиница. О ВГИКе Я долгое время преподавал во ВГИКе. Два года назад меня, скажем так, «ушли» в силу разного рода обстоя- тельств. И вот как интересно бывает в жизни: сначала я переживал, а потом даже обрадовался этому событию. Я ведь человек обязательный, и если от- дельные мастера курсов в институте могут не появляться месяцами, то я два раза в неделю в обязательном порядке приходил вести занятия. А тут вдруг почувствовал себя совершенно свобод- ным, а это чувство, скажу вам, очень много в моём возрасте значит. Кстати, долгое время я вообще не знал, что существует такой институт, как ВГИК. Волею разных обстоятельств я попал работать на киностудию в Тби- лиси. А вы, как бывшие вгиковцы, ко- нечно, знаете, что такое войти в орбиту кинематографа – сойти с неё уже очень сложно, да ещё и, образно говоря, была вера в провидение. Мой давний прия- тель, который уже учился во ВГИКе, рассказал мне об институте. И вот я взял чемодан с книгами, надел шинель и белые брюки (потому что другие шта- ны у меня украли, когда я накануне по- ездки купался в озере), доехал до Ми- неральных Вод и там трое суток провёл на вокзале. Сначала меня вытолкнули из очереди на посадку, но, увидев мой облик – шинель и белые «кальсоны», подумали, что я раненый (дело-то по- сле войны было), и пустили. Потом до- родная проводница загородила вход в вагон, крича, что мест нет, однако какой-то матрос ловким движением за- пихнул меня вперёд себя, поднапёр и закричал: «Входи, ребята!» В общем, вся дорога в Москву заняла у меня аж десять дней. Просто о кино То, что сегодня хороших фильмов ста- новится меньше, нельзя объяснить чем-то одним. Основную причину я могу, конечно, назвать: при советской власти государство было заинтересова- но в кинематографе. Ещё Сталин в своё время сказал, что кино в руках совет- ской власти представляет неоценимую силу. А главное – кино как искусство тогда ещё было совсем молодым, и в него приходило много талантливых людей. И, несмотря на государствен- ную потребность, этим людям было просто интересно работать, открывать новое искусство. Телевидение ведь тог- да было пребывало в зачаточном состо- янии, и зритель валом шёл в кинотеа- тры. И цель сегодняшних кинофести- валей – снова привлечь зрителя к боль- шому экрану, вернуть его, спасти… Талантливые актёры есть и сейчас, од- нако актёрская русская реалистическая школа нивелировалась в последнее время. Научились гнать «правдёнку», просто выучивать и шпарить в кадр текст. А вы посмотрите на яркие харак- теры, созданные цельные образы в ста- рых фильмах, сейчас от этого ушли. Ну а сюжет… Эротика, хорошо, если имен- но она, реально же – секс и криминал. Но это в конце концов просто убивает психику. Почему людям нравятся мои картины? Зрители говорили так: «Там есть доброта, а без неё не может суще- «Приехали в Елец и… увидели замечательный храм» Кадр из фильма М. Хуциева «Бесконечность» Фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» вышел на экраны под названием «Мне двадцать лет» в 1965 году и стал символом эпохи «оттепели» Кадры из фильмов с сайта kinogildia.ru № 13 (239), 1 – 7 апреля 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz