Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
36 культура В Ы С ТА В К А № 13 (239), 1 – 7 апреля 2013 г. нялись, а сегодня мы, напротив, наблю- даем прямо противоположные явления в той же среде художников? – Художник – термометр обществен- ных отношений, и он знает температу- ру окружающего мира. Мы видим мно- жество примеров поиска новой, острой формы, которые приходились как раз на рубеж веков. Сто лет назад образо- валось Общество художников «Бубно- вый валет» – абсолютно радикальное по тем временам. Сегодня – свои герои. Тот же липецкий «Арт», полотна участ- ников которого украшают данную экс- позицию. Поверьте, такое было и рань- ше. И будет всегда. Уверяю вас, анало- гичные – в известном смысле – «про- тестные» процессы происходят и в данный момент. Прибыльный арт – Выставка – это, пожалуй, ещё один шаг к пониманию того, что «лихие» 90-е для многих художников стали временем больших перемен, – уверена куратор с липецкой стороны Светлана Иноземцева. – Тогда для нас менялось многое – от цветов флага и мелодии гимна, до экономического уклада и си- стемы моральных ценностей. Известный ли- пецкий живопи- сец Владимир Басинский вспо- м и н а е т , к а к трансформирова- лись взаимоотно- шения художественного сообщества с внешней средой. Искусство вставало на коммерческие рельсы. – В группе «Арт» нас, помнится, было больше де- сятка, – говорит з а с л у ж е н н ы й «артов ец» . – Игорь Кондратьев возглавлял коопе- ратив. Членами числились Марина Карпова, Таня Кузнецова, Гречушкин, Зубков, Кузин и я… Некоторые уже умерли – Юра Баклашов, Юра Журав- лёв… Наши «артовские» экспозиции оставили яркий отпечаток в памяти. Они, кстати, пользовались у липчан не- вероятным успехом. Первую выставку провели весной 1989 года, вторую – осенью того же года, а третью сделали в Москве в 1990 году. Тогда художествен- ные галереи посещали более охотно: иногда в день проходило до пятисот че- ловек! А билеты мы продавали по ру- блю (зал арендовали на коллективные средства). Так что в 90-е занятия искус- ством отзывались очень недурствен- ными финансовыми результатами. Областная организация Союза худож- ников нас не больно-то жаловала, поэ- тому приходилось самостоятельно ис- кать пути самовыражения и выход на публику. Но мы как-то никогда особен- но не соприкасались с единомышлен- никами из Тамбова и Воронежа, поэто- му на них посмотреть и познакомиться тоже чрезвычайно интересно. Истина рождается лишь в поиске Искусство избавилось от идеологиче- ского пресса – запретных тем и спосо- бов их подачи для художников нет. На выставках 1990-х демонстрировались творческие поиски, эксперименты, ра- боты, разные по манерам, стилям и жанрам. Независимо друг от друга ху- дожники разных регионов, по сути, следовали в одном направлении. Живописец Ирина Бирюкова – кол- леги-тамбовчане назвали её локомоти- вом местной ху- дожественной жизни – новую зарю для изо- бразительного искусства, мож- но сказать, за- жигала своими руками. – Творческое объединение «На кры- ше» родилось в 90-е и существовало довольно долго, что вообще не типично для культурной среды Тамбова. Одна, две, три выставки – и творческая груп- па приказывает долго жить. Нас спло- тил не какой-то единый курс, великая идея, а некоторые социальные обстоя- тельства – консолидированным фрон- том продвигаться легче. Часть легенды нашей группы – это крыша, под кото- рой размещались мастерские. Там ра- ботали разные мастера: и члены Союза художников, и те, кто принципиально не желал вступать в эту организацию, и те, кто часто выставлялся, и те, у кого такой возможности не было. Деньгами и перспективами, как и регулярными выставками, в перестроечную эру мало кто мог похвастать. Что нам остава- лось? Менять ситуацию. Тем более что картин – предостаточно. А традицион- ные выставки Союза художников к юбилеям и праздничным датам тогда уже достали всех. Было откровенно скучно: чопорные открытия с перере- занием ленточек, делегации важных гостей и формальные речи. И вдруг по- является несколько храбрецов, кото- рые осмеливаются показать нечто от- личное. Сейчас, возможно, работы и не выглядят революционно. Но в те вре- мена, на фоне выставок с рабочими и колхозницами, портретами передови- ков производства и эпическими полот- нами на тему высоких достижений аграрно-промышленного комплекса смотрелись они – ого-го! Смешное было время Художники 90-х создавали новую ре- альность, сопоставимую с европейски- ми арт-тенденциями, практически в полном вакууме, полагаясь исключи- тельно на собственный энтузиазм. И они сумели не только приспособиться и выжить в сложных экономических ус- ловиях, но и интуитивно определить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz