Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
45 культура Н А Р О Д Н Ы Й П Р О М Ы С Е Л Какмастеру найти своюглинянуюисто- рию, не отклоняясь от главной тради- ции той или иной игрушки? –Глинянаяигруш- ка – это радость для детей и взрос- лых. И рождаться она должна тоже с радостью. Поэто- му есть тонкая грань: что это – творчество или производство? С одной стороны, мы промысел сохраня- ем, который подразумевает коммер- цию, а с другой – строго следуем канону и традициямлепки. Ведь игрушка рань- ше была ходовым товаром на ярмарках и базарах. Фигурки лепили в зависимо- сти от спроса. Но при этом она продол- жала оставаться штучной, индивиду- альной, – рассказывает гость из Мо- сквы, кандидат искусствоведения, заслуженный работник РФ Юлия Иванова . –Центрромановскойигруш- ки в Троицком – уникален, другого та- кого в России пока нет. Здесь и просве- щением занимаются, и старинное ре- месло сохраняют. Хорошо бы возро- дить под крылом Центра сельскую школу мастеров. Создать рабочие ме- ста, заинтересовать людей. Туристына- чинают осваивать этот маршрут, но по- лучается парадокс – не могут купить игрушку, о которой им так много рас- сказывали. Важно, чтобы и мастера развивались как художники. Выполня- ли, например, государственные заказы для музеев. Специалисты говорят, что сейчас гли- няная игрушка вновь на пике популяр- ности. Из традиционных промыслов рождаются новые направления. Наби- рает силу авторская игрушка. Профес- сионалы глиняных историй с востор- гом отзывались о выставке народного мастера Елены Смолеевской в музее декоративно-прикладного искусства. –Мы уже можем говорить ошколе Еле- ны Смолеевской. Её современные об- разы в традиции романовской игрушки живые, с чувством юмора. Очень тон- кая работа. Мастеру важ- но не удариться в китч, не перемудрить и не уйти в скульптуру. Елене это удалось блестяще, – де- лится впечатлением Юлия Иванова. Солнышко на кухне круглый год Семье Орловых из посёл- ка Одоев Тульской обла- сти в пору говорить не то что о своейшколе, а уже о своём генетическом коде, тайным образом связанном с глиняной игрушкой. Они лепят её уже в шестом поколении! Елена Орлова, её муж, сын, невестка и старенькая мама, кото- рой уже 78 лет, бережно хранят тради- ции главной забавы села Филимоново, откуда родом все предки. Деды и пра- деды были потомственными гончара- ми, а женщины в этой семье всегда ле- пили игрушку. В Троицкое Орловы приехали все вместе и даже привезли маленькую внучку Анечку. Витрину с их произведениями мастера центра оформили особым образом. Столько света и ярких цветных брызг подарили выставке нарядные глиняные гости. Малиновые, лазурные, апельсиновые полоски и орнаменты, «ёлочки» и за- тейливые узоры на белоснежном фоне. Барыни, лошади, петухи – всё как на са- мой нарядной и развесёлой русской яр- марке. Пластика удивительная! Масте- ра объясняют её податливостью мест- ной глины, которую называют «синь- ка». Вытворяй, пока фантазия не иссякнет, но помни – традиция превы- ше всего! – Приятно, что в нашей семье многие Наталья Прямкова за то, чтобы глиняная игрушка оставалась элитарной Романовская упряжка Барыня из Калуги Искусствоведы утверждают: игрушка из глины вновь популярна № 11 (237), 18 – 24 марта 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz