Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
18 № 11 (237), 18 – 24 марта 2013 г. главная тема Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й В О П Р О С ми собой. Говорят, что могут только Иман, например, ласково назвать Има- шей. Но и родителям девочки такая ва- риация имени их дочери пришлась по сердцу. – Когда первые чеченские детки к нам поступили, там шла война, – вспомина- ет Людмила Юрьевна. – По телевизору показывали, как террористы убивали невинных жертв. А к нам пришли обык- новенные люди, такие же, какмы, жела- ющие своим детям счастья, умеющие жить со всеми в ладу. Знаете, если я иду по коридору, а чеченская мама сидит на скамеечке, она обязательно встанет и поздоровается, при этом, даже если я поругаю ребёнка, никогда не вступит в диалог – они очень уважительные. Их дети воспитаныиначе, чем наши. Ведь в чеченских семьях старший – это боже- ство, его слушают, за ним повторяют. Вот и у малышей так же: сначала игруш- ку может взять шестилетняя Марьям и только потомХеда, Имаша иЗара. Стар- шая подсказывает, с кем дружить и что есть, она даже их воспитывает, может и прикрикнуть, а те послушают. Принцесса-отличница Когда мы даём имя своим детям, то не всегда задумываемся, как оно потом от- зовётся. Одиннадцать лет назад в таджикском посёлкеШаартуз родилась девочка, ко- торую родители нарекли Фарангис, в честь самой красивой принцессы, доче- ри царя Афрасиба – такой её «увидел» и описал Фирдоуси в своей знаменитой «Шахнаме» – стихотворноми прозаич- ном эпосе иранских народов. Перевод значения этого имени с персидского – европейка. Так что дальняя дорога была предугадана этой девочке изна- чально. Шесть лет назад семья Фаран- гис Байхоновой приехала в нашу Паль- ну-Михайловку. Мама девочки до сих пор по-русски как следует и не загово- рила, а дочка, напротив, не только пре- красно говорит, но ещё и отлично учит- ся на неродном ей языке. – Мы здесь в школе все равны, – счита- ет Фарангис. – Отличаемся только от- метками. Мне нравится учиться хоро- шо. Мы все дружим, хотя без ссор, ко- нечно, не обходится. Но только ругаем- ся мы не из-за того, что один не похож на другого, а просто из-за ерунды. – Начальную школу Фарангис оканчи- вала в Пальне, – рассказывает дирек- тор средней школы села Соловьёво На- талья Викторовна Щукина. – А так как пятый класс там не открыли, то было принято решение возить детей, а их было двое, в нашу школу на автобусе. Но родители Фарангис воспротиви- лись – одну её никуда не отпускали. И тогда мы поехали к ним, разговарива- ли, объясняли. В итоге всё разреши- лось. Пятый класс у нас большой – 16 учеников, и ей поначалу было непро- сто. Но общительная, стремящаяся хо- рошо учиться девочка быстро влилась в новый коллектив, подружилась со всеми. И теперь родители благодарны нам за то, что мы тогда настояли на её учёбе в соловьёвской школе. Читать и писать по-таджикски Фаран- гис пока не умеет, о праздниках своих мало что знает. Она любит то же, что и её одноклассники, она поёт те же песни, что и соседские ребята, она читает ту же литературу, что и её друзья. – Здесь очень красиво. Зима меня до сих пор удивляет. Но я жду лета, когда мама повезёт меня в Таджикистан, я так соскучилась по родственникам. Когда вырасту, всё-таки хочу уехать на родину. Родители мне найдут мужа, у меня будет своя семья, дети, которым я обязательно буду рассказывать о Паль- не-Михайловке, о Соловьёво, о школе, где я училась, читать им русские стихи. – Дети, конечно, по своему менталите- ту разные, – считает Наталья Викто- ровна Щукина. – Но все они – наши. Мы учим их по общей программе, они знакомятся с нашей историей, нашим языком, нашей культурой. И всё это, я уверена, не забудется ими даже если они уедут домой и перестанут говорить по-русски. Да и наши ребятишки от них многое узнают. Так и складывается не- кая космополитическая картинка мира в умах и сердцах учеников. Иногда я даже забываюсь и спрашиваю мусуль- манских ребятишек о наших, право- славных, праздниках, и они мне отве- чают. Дети же, как губки, впитывают всё, чему учат их взрослые. От нас зави- сит, смогут ли они дружить, когда вы- растут. Одно знаю: в нашей школе, в школах других сёл они получают не только знания, но и учатся понимать и принимать человека из другой культур- ной и национальной среды. . Евгения ИОНОВА, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) Директор соловьёвской средней школы Наталья Викторовна Щукина ведёт урок в классе принцессы Фарангис Байхоновой Добро пожаловать! Вход никому не воспрещён!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz