Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

17 ших –школьники, младшие – в детском саду. А в хозяйстве ещё корова и овцы. Городская девушка научилась здесь всему: доить, готовить, растить детей. – Привыкать к новым просторам мне было совсем несложно, – улыбается Та- иса. – У меня-то, в сущности, именно здесь всё и началось: я вышла замуж, родила детей… У нас замечательные со- седи. Когда мы только в Бродки приеха- ли, родился наш первый сын, а коровы у меня ещё не было, так мне кто молоч- ка принесёт, кто творожку. Я так люблю своих соседей! Знаете, даже когда при- езжаю к родителям, скучаю по здеш- ним людям. Мне и в родительском доме их не хватает. Становлянская земля стала родиной для моих детей. И я ино- гда думаю: вот вернёмся мы домой, а что же они будут делать без своих дру- зей, подружек. К нам местные ребя- тишки любят в гости заходить. Когда мальчишки заглядывают к Салавди, я угощаю их мясом с галушками – они меня так благодарят, а я радуюсь… Все ребята Умаровых прекрасно болта- ют по-русски. По словам Таисы, чечен- ские дети сразу говорят на двух языках, их даже учить не приходится. Так скла- дывается в семьях: двуязычие – это норма. Тем более что потом к ним при- соединится и язык Корана – арабский. Так что дети эти с рождения почти по- лиглоты. – Мы дома говорим по-своему, – под- ключается к беседе Марха. – А вот на улице даже с сестрёнками – по-русски. – Только вот они пока, к сожалению, по-чеченски писать не умеют, – пере- бивает Таиса. – Быть может, придётся на лето Салавди отправить в Грозный, чтобы его там научили. – А в Грозном вас не считают обрусев- шими? – спрашиваю. – Нет, что вы. Мы можем сколько угод- но жить в других краях, но от своей культуры, веры и традиций никогда не откажемся. Мы с детства рассказываем нашим детям про родину, учим гор- диться ею и любить. Они знают все наши обычаи, они следуют нашим ро- довым законам. Это подтвердила потом и директор Со- ловьёвской средней школы Наталья Викторовна Щукина: – У чеченцев есть одна общая, несмот- ря на возраст, особенность – они очень независимые люди. Вписываются в нашу общность, но никогда не изменя- ют себе. При этом чеченские дети, как и их ро- дители, участвуют во всех мероприяти- ях, как школьных, так и деревенских. Они знают и любят наши праздники и свои. И так же, как все дети, спорят: есть Дед Мороз или нет его? Марха и Петимат убеждены, что новогодний волшебник – реальный персонаж, они даже уверены, что борода у него насто- ящая, как у дедушки, который прихо- дил на школьный утренник. Девчонки уже пишут ему письма, а мама, по их мнению, относит конвертики на почту. А вот одиннадцатилетний Салавди уже высказывает некие сомнения по этому поводу и хитро поглядывает на маму. – А как же тогда подарок у тебя в ком- нате очутился, когда родители спали?! – накинулись на него сестрички. Пока Салавди не был готов парировать, однако и от поиска истиныне отказался – не отводил глаз от мамы. – Чеченские дети входят в коллектив нашей деревни с самого рождения, – говорит заведующая школой Ольга Михайловна Леденёва. – И знаете, если бы не школа, всё сложилось бы по- другому. Точки соприкосновения ис- кать было бы сложнее. А так у нас об- щие интересы, одни книги, учебники, песни, стихи. Они стараются не отста- вать от одноклассников и друг за друга стоят горой. Кстати, то, что чеченцы с младых ног- тей растят в мальчике воина и защит- ника, мы увидели собственными глаза- ми. По приезде нам сказали, что Салав- ди заболел, пропустил занятия в школе (соловьёвской, так как учится уже в пя- том классе), поэтому на встречу не при- дёт. Однако едва Таиса переступила по- рог класса, за ней следом примчался и приболевший сын – в этот день он был в доме единственный мужчина, поэто- му оставить маму одну не имел права. Сёстры утверждают, что он и их всегда готов защитить, собственно, как и за- деть. Он хочет быть футболистом, а пока занимается в Становом в секции дзюдо, подтягивается на турнике, что- бы сильным стать… Две младшие Умаровы, Марьям и Зара, как и их двоюродные сестрички Хеда и Иман, ходят в детский сад села Соло- вьёво. Заведующая садиком Людмила Юрьевна Исаева говорит, что поначалу было очень непривычно называть че- ченских детей по именам. Однако ко- веркать, перестраивать их имена на свой лад воспитатели не стали – дали возможность деткам оставаться сами- № 11 (237), 18 – 24 марта 2013 г. главная тема Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й В О П Р О С Чеченский квартет: две Умаровы-младшие, Марьям и Зара, и их двоюродные сестрички Хеда и Иман Ольга Михайловна Леденёва заведует начальной школой деревни Бродки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz