Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
47 гид И С Т О Р И Я ной линии, проходящей через Лебе- дянский уезд, который по своей площа- ди превышал территорию сегодняшне- го района более чем в два раза, сдержи- вало решение многих экономических и социальных проблем, особенно в вос- точной его части, где железная дорога отсутствовала. Поэтому на заседаниях Лебедянского земства регулярно ста- вились вопросы о необходимости про- кладки новых линий. Так, на земском собрании 9 октября 1898 года гласный А. М. Бехтеев (впо- следствии уездный предводитель дво- рянства) обосновал необходимость строительства железнодорожной ли- нии от станции Астапово до станции Грязи, которая должна была пройти че- рез восточные территории уезда. Кро- ме всего прочего, предполагалось, что строительство даст заработок местно- му населению, пострадавшему от не- урожая. Поддержку этому предложе- нию высказал граф М. П. Толстой, имевший огромный авторитет в уезде. Оба выступавших имели и личную за- интересованность в строительстве ли- нии – имение А. М. Бехтеева находи- лось в селе Хомяки, а имение и сахарный завод, принадлежа- щие жене графа М. П. Толстого, в селе Трубетчино, около кото- рых и должна была пройти но- вая линия дороги. Конечно, не столько личный интерес авто- ритетных лиц сыграл своюроль в принятии важного решения, сколько понимание необходи- мости развития восточных рай- онов уезда подвигло гласных на единодушное голосование. Предложение обратиться в правление Рязанско-Уральской дороги и ходатайствовать через губернское земство о проклад- ке линии от Астапово до Грязей было принято единогласно. В январе 1914 года в прессе по- явились сообщения о возмож- ном строительстве железнодо- рожной линии Венёв – Епифань – Данков – Лебедянь – Липецк, котораядолжна была пройтиче- рез восточные районы Лебедян- ского уезда. Местное земство в начале 1914 года вновь обсужда- ло возможность проведения но- вой линии через восточную часть уезда. Конечно же, оно хо- тело, чтобы прокладка дороги как можно более соответствова- ла интересамразвития края. Острая дис- куссия в земском собрании была вызва- на необходимостью выбрать наиболее важное из предложенных для обсужде- ния направлений прокладки новых ли- ний. Первое из них предполагало строи- тельство дороги от Лебедяни до Козло- ва, а второе – от Астапово до станции Грязи. Линия Астапово–Грязи должна была пересечь восточную часть уезда с севе- ра на юг, и сторонники её строитель- ства считали, что такая дорога будет иметь общегосударственное значение, так как она сократит путь доставки гру- зов из Донецкого района в промыш- ленные центры, в том числе и в Москву. Но наиболее выгодным для уезда счи- талось второе направление, с запада на восток – от Лебедяни до Козлова. Вме- сте с тем для реализации этого плана строительства существовали серьез- ные препятствия: река Воронеж ослож- няла проведение новой линии – здесь необходимо было возвести железнодо- рожный мост, для чего требовались сложные технические решения и се- рьезные финансовые средства. Проект строительства новой железно- дорожной линии не был осуществлен по ряду причин, в том числе из-за на- чавшейся Первой мировой войны. Ра- бота существующей железной дороги была переориентирована на нужды войны. Через станцию Лебедянь от- правлялись на фронт маршевые роты, подготовленные в 213-м запасном пе- хотном полку, располагавшемся в горо- де. По железнодорожным путям пере- возилось продовольствие и амуниция для воюющей армии, а в город прибы- вали беженцы из западных губерний России и пленные. В 1914 году станцию возглавлял Владимир Петрович Теле- гин. Его помощниками были Петр Ми- хайлович Богачев и Игнатий Казими- рович Скаржинский. Должность ин- спектора элеватора занимал Алексей Иванович Попов. Телеграфистом на станции служил Алексей Васильевич Ангелов. Но даже в условиях войны земство не оставляло попыток добиться начала строительства новой линии железной дороги через территорию уезда. Так, 9 октября 1916 года в Лебедяни состоя- лось внеочередное уездное земское собрание, в котором главным вопро- сом стало обсуждение возможности проведения железнодорожной линии по маршруту Липецк – Астапово. В ходе оживлённых и продолжительных прений одни гласные отстаивали по- стройку этой линии, которая должна была пройти через восточную часть Лебедянского уезда между селами Трубетчино и Замартынье. Другие до- казывали необходимость сооружения железнодорожной линии Астапово– Грязи, потому что в этом случае доро- га прошла бы через торговое село До- брое, массивы казённого леса и тор- фяные болота. В итоге большинством голосов была признана желательной постройка линии Астапово–Грязи, о чём и решено было ходатайствовать. Но планам строительства новой же- лезнодорожной линии опять не суж- дено было сбыться. Теперь уже из-за революции, Гражданской войны, раз- рухи. Вот таковы отдельные моменты исто- рии строительства и работы железной дороги в первые два с половиной десят- ка лет её существования. Дороги, во многом изменившей жизнь Лебедян- ского края и его жителей. . Юрий ПЕРВИЦКИЙ, г. Лебедянь Элеватор. Фото 1970-х годов Схема железных дорог начала ХХ века № 10 (236), 11 – 17 марта 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz