Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
45 гид И С Т О Р И Я использовали такую возможность для дополнительного заработка. Одним из участников постройки железной дороги около города был уроженец Стрелецкой слободы Михаил Касмич Шестаков (1860 – 1937). Он оставил интересные воспоминания о своейжизни, в которых рассказал, в том числе, и о работе в со- ставе артели лебедянских плотников на строительстве железной дороги. Плот- ники рубили деревянные жилые дома, и четыре здания артель построила около станции Лебедянь. Такая работа позво- ляла жителям города и пригородных слобод по местным меркам хорошо за- рабатывать. «За время строительства за один рабочий день, правда, от зари до зари, на каждого плотника пришлось по 63 копейки. Таких денег до этого строи- тельства в Лебедяни никогда не плати- ли», – писал в своих воспоминаниях М. К. Шестаков. Основные работы по прокладке доро- ги, как и предполагалось, успешно за- вершились осенью 1890 года – было проложено 84 версты железнодорож- ного пути от Богоявленска до Лебедя- ни. И вот наступил долгожданный день. В воскресенье 18 ноября в здании вокзала на станции Лебедянь прошёл благодарственный молебен по случаю завершения строительства линии. В присутствии представителей Рязанско- Козловской железной дороги, местно- го земства и городского само- управления, инженеров-путейцев, слу- жащих новой станции и её первого на- чальника Константина Казимировича Рихтера состоялось торжественное от- крытие движения по новой линии. Около станции собралась большая тол- па местных обывателей и крестьян из ближайших сёл, чтобы собственными глазами увидеть необыкновенное зре- лище – движущийся паровоз с вагона- ми. Лебедянцы радовались тому, что теперь благодаря рельсовым путям го- род соединился с остальной страной. Погода в тот день была хорошая, сол- нечная. Ровно в 12 часов дня в путь от- правился украшенныйфлагами первый бесплатный пассажирский поезд, кото- рый прокатил желающих до станции Астапово и обратно. После успешного окончания строи- тельства линии от Богоявленска до Ле- бедяни правление Рязанско-Козлов- ской (с 1892 года – Рязанско-Ураль- ской) железной дороги предполагало её продолжить от Лебедяни до Ельца, ходатайство о чём поступило в прави- тельство ещё осенью 1889 года. Дело затягивалось, но проект всё же был ут- верждён, и прокладка дороги от Лебе- дяни в Елец началась в 1892 году. На новом строительстве вновь труди- лись артели лебедянцев. Так, в 1893 году инженер П. Н. Перцов попросил М. К. Шестакова набрать артель из 20 человек для строительства мостов. Именно они и построили железнодо- рожные мосты от Лебедяни в сторону Ельца – Семибратский, в Сенном овра- ге, в селе Большое Попово, Сурковский и другие. В ноябре 1893 года было от- крыто временное движение по линии Лебедянь – Елец, а официальное движе- ние поездов началось весной 1894 года. С постройкойжелезнодорожной линии жизнь в городе стала меняться. Оживи- лась торговля зерном– из Лебедяни его теперь не надо было везти на лошадях за тридевять земель – отправлялось оно с местной станции. У ссыпных пун- ктов выстроились очереди из продав- цов зерна. Лавки и магазины заполни- лись разнообразными товарами, при- везёнными из промышленных цен- тров. Комфортным и достаточно быстрым стало путешествие по желез- ной дороге в губернский центр и в Мо- скву (через Богоявленск, Ряжск и Ря- зань). Это очень быстро оценили лебе- дянцы, отправлявшиеся на пассажир- ском поезде по торговым, служебным и личным делам. Железная дорога при- близила Лебедянь к образовательным и культурным центрам страны, предо- ставив, таким образом, возможность подросткам и молодёжи, юношам и де- вушкам продолжить своё образование в гимназиях, технических училищах и университетах в больших городах и столице. Да и культурная жизнь города стала богаче. Музыкальный кружок Ря- занско-Уральской дороги устраивал концерты для лебедянской публики, в том числе и с приглашёнными извест- ными солистами. Проще стало доби- раться до города различным театраль- ным труппам, включая столичные, ко- торые играли спектакли и водевили в здании земства. Уже через несколько лет после начала железнодорожного движения город- ской думе пришлось обращаться с просьбами к руководству Рязанско- Уральской железной дороги по поводу перестройки здания вокзала с целью расширения помещения, которое уже было тесно для всех желающих вос- пользоваться пассажирскими поезда- ми. А также и с настойчивыми пожела- ниями увеличить число рейсов из Ле- бедяни в Елец и Богоявленск. Вместе с тем многим жителям города и уезда поездка в пассажирском поезде даже в вагоне третьего класса была не по карману. Поэтому крестьяне пред- почитали преодолевать расстояния в несколько десятков верст на телеге или санях, запряжённых лошадью, а в боль- шие города ходить на заработки пеш- ком, если даже существовала возмож- ность добраться до места поездом. Не радовал приход железной дороги в Проект здания вокзала в Лебедяни Открытка «Сердечный привет». Конец XIX– начало XX века № 10 (236), 11 – 17 марта 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz