Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
43 гид И С Т О Р И Я Последняя треть XIX века в истории России хорошо известна быстрыми темпами строительства железных дорог. Причём их прокладку осуществляло не только государство, но и частный капитал – создавались акционерные общества, которые получали концессии на строительство и эксплуатацию железнодорожных линий «Быстрая» дорога, изменившая жизнь тихого уезда Архитектор И.И. Струков. Здание Белорусского вокзала в Москве. Фото начала XX века Павел Григорьевич фон Дервиз Паровоз серии «О» – основной паровоз российских железных дорог. XIX – начало XX вв. Б ыстрое развитие сети желез- ных дорог стало мощным сти- мулом экономического разви- тия страны – увеличивается добыча угля, производство чугуна, стали, рельсов, паровозов, ва- гонов, возводятся вокзалы, элеваторы, мосты, осваиваются новые земли и преображаются старые промышлен- ные и сельскохозяйственные районы. Там, где прошли железнодорожные пути, менялась не только экономика региона, но и образ жизни его населе- ния. Хорошо известен вклад двух наших земляков в дело строительства россий- ских железных дорог. Один из них – умелый и удачливый концессионер, сколотивший огромное состояние на прокладке железнодорожных линий, уроженец Лебедяни Павел Григорье- вич фон Дервиз (1826 – 1881), которого во Франции называли «русский граф Монте-Кристо». Другой наш земляк – инженер-архитектор Иван Иванович Струков (1864 – 1945) был автором проекта нового здания Белорусского вокзала в Москве и ряда других соору- жений, построенных по заказам ведом- ства путей сообщения. Лебедянский уезд железные дороги долгое время обходили стороной. Са- мой близкой и важной для лебедянцев была линия Елец–Грязи, введённая в строй в 1868 году. Она стала продолже- нием Рижско-Орловской железной до- роги, соединив ряд хлебных районов Центрального Черноземья с портами на Балтике, что позволило увеличить хлебный экспорт. Однако торговцы из Лебедяни оказывались в проигрыше, так как им приходилось сначала до- ставлять зерно гужевым транспортом за несколько десятков вёрст на желез- нодорожные станции Елец или Чири- ково (западнее Липецка), что было крайне неудобно, требовало времени и дополнительных расходов. Учитывая сложившуюся ситуацию, Ле- бедянское земство пыталось добиться строительства железной дороги от Ле- бедяни до станции Чириково. И, обра- щаясь в различные инстанции, оно обосновывало необходимость про- кладки линии именно тем, что зерно- вые культуры, являвшиеся важным предметом сельскохозяйственного производства и местной торговли, из уезда в большинстве случаев отправля- лись именно к названной станции. В ответ на одно из таких обращений там- бовский губернатор предложил Лебе- дянскому земству просчитать возмож- № 10 (236), 11 – 17 марта 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz