Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

33 общество О Б РА З Ж И З Н И № 9 (235), 4 – 10 марта 2013 г. стоянные простуды и бронхиты пере- чёркивали любые мечты о какой-то ге- роической профессии. Родители были люди сугубо гражданские: папа работал инженером на хлебокомбинате, а мама – секретарём в Липецкэнерго. Но в две- надцать лет я поставил себе задачу стать здоровым и убежал от врачей и болез- ней. Причём убежал в прямом смысле слова. Тайком от родителей стал бегать зимой в трусах и купаться в проруби. С той поры ни разу не простужался. Так я сам себе доказал простую истину: хо- чешь быть здоровым – будь им! Тот же метод я опробовал в выборе профессии. Не имея ни малейшего представления о лётной работе, поехал поступать в одно из лучших высших училищ граждан- ской авиации СССР, – Кировоградское. Я не только поступил в это элитное учи- лище, но и окончил его с красным ди- пломом. В 1989 году пришёл работать в Липецкий аэропорт, где летал на ЯК-40. Время было интересное. Стали выпол- няться чартерные и заказные рейсы. С иностранными делегациями я посмо- трел всю страну. Например, из Липецка мы летали на Диксон. А с женой амери- канского посла Ребеккой Мэтлок за две недели облетели достопримечательно- сти Средней Азии: от Самарканда до Бухары. Успел я побывать и председате- лем профсоюза лётного состава Липец- ка. Но этот интересный период длился недолго, так как вместе со страной нача- ла разваливаться и отечественная авиа- ция. Липецкий аэропорт не стал исклю- чением из общего правила. – Бывали в вашей лётной практике не- штатные ситуации? – В самолёте нередко случаются мелкие отказы, ведь это всего лишь машина. Но они не влияют фатально на безопас- ность до той поры, пока не складывает- ся целая цепь событий. Среди проблем безопасности полётов большую роль играет человеческий фактор. В 1994 году я поступил в аспирантуру Москов- ского института инженеров граждан- ской авиации, где написал диссертацию именно на эту тему. В ней были обобще- ны математические и психологические исследования на основе практики. Сде- ланные мною выводы подтверждают- ся на примере тех аварий, которые вре- мя от времени случаются в небе. Одна ошибка пилота или техника никогда не приведёт к катастрофе. Допустимы три ошибки, а четвёртая ведёт уже к непред- сказуемым последствиям и трагическо- му финалу. – Можете привести конкретный пример? – В прошлом году в Каменке Задонско- го района наш пилот допустил капоти- рование ЯК-18Т (переворот через нос самолёта) при пробеге после посадки. Слава Богу, всё обошлось без серьёзных последствий для здоровья людей, чего не скажешь о самолёте, который ещё предстоит восстановить. Там наслои- лись сразу несколько ошибок. Разгон скорости на крутой посадочной прямой – глиссаде, посадка на три точки вместо двух и резкое торможение, в результате чего винт начал чиркать об землю. Ко- миссия установила, что причиной всему человеческий фактор. С этим лётчиком мы расстались. Ну а я перечитал руко- пись своей так и незащищённой диссер- тации и убедился в верности сделанных выводов. – А почему не стали защищаться? – Середина девяностых – сложное и мутное время. Нужно было думать о том, как прокормить семью. Поэтому я резко переложил штурвал своей судь- бы и пошёл работать в банк. Дорос до заместителя управляющего. Пришлось побывать не только банкиром, но и на- логовым полицейским. Потом занял- ся малым бизнесом – до сих пор вла- дею небольшой строительной фир- мой. Но об авиации не забывал ни- когда, летал на аэродроме ДОСААФ в Грязях. Инструктором меня невыгод- но было брать, да я и не претендовал на зарплату. Наоборот – целых четырнад- цать лет числился «вечным» курсантом и сам платил деньги за полёты. Конеч- но, больно было смотреть, как развали- валась эта некогда отлаженная, мощная организация. И вот в позапрошлом году я забрал с Грязинского аэродрома лёт- чиков-энтузиастов. Мы вместе взяли сломанный самолётик моего знакомо- го, который отстоял восемь лет в сарае. Отремонтировали, привели в божеский вид и подняли на крыло. Так давняя лю- бовь к небу переросла в бизнес. Правда, прибыли он не приносит. Зато с каждым годом требует всё больше внимания, сил и времени. Получилось разделение: авиация для души, строительство – для доходов. Но я доволен, что занимаюсь делом, которому много лет учился и ко- торое люблю. Когда работа приносит ещё и удовольствие, это для мужчины и есть счастье. – Как поётся в песне, первым делом са- молёты, ну а… семья? – Жена Татьяна весь пилотаж самосто- ятельно открутила, дочь Ирина кро- Андрей Потапов с директором Липецкого аэропорта Владимиром Малаховым Директор ООО «Формат» не расстаётся с небом Под крылом самолёта – липецкие просторы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz